«Ни за какие деньги!». Почему Евгений Стеблов не хочет сниматься

Евгений Стеблов, 2010 г. © / Алексей Куденко / РИА Новости

«Потренировавшись» на эпизодах у Михаила Калика и Григория Чухрая, он получил главную роль в картине Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». И в 17 лет проснулся звездой, хотя этого термина в СССР не было. Сегодня Евгению Стеблову — 75.

   
   

К слову, в лирическую комедию 1963 года студент «Щуки» попал случайно. Многие его однокашники обивали пороги киностудий, стараясь попасться на глаза режиссерам или их ассистентам. Всем страсть как хотелось сниматься. Вот и Стеблов с другом проник однажды на «Мосфильм». Правда, как попал на пробы к Данелии, быстро забыл. От страха. Да и шансов ему никто не давал — на роль Саши Шаталова актер был уже утвержден.

«Какое кино? Где оно?»

Тем не менее Сашу Шаталова сыграл именно Евгений. Увидев пробы, Данелия сделал выбор в его пользу. В результате Стеблов и Михалков проснулись известными, а фильм давно стал классикой.

После фееричного дебюта можно было бы ожидать оглушительного продолжения карьеры. Но не все картины с участием Евгения Стеблова были удачными. И главные роли ему предлагали не всегда. Фильмы «До свидания, мальчики» и «Урок литературы» оказались с трудной судьбой.

Тем не менее «грех жаловаться», считает актер. Картины «Вас вызывает Таймыр», «Раба любви», «По семейным обстоятельствам», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей» сделали Стеблова любимым актером нескольких поколений. Однако последней работой, достойной упоминания, был «Сибирский цирюльник» в 1998 году. Потом — только сериалы и фильмы, канувшие в Лету.

Евгений Стеблов. Кадр из фильма «Я шагаю по Москве» (1963)

— Какое кино? Где оно? — отвечал мне вопросом на вопрос Евгений Юрьевич. — Иногда снимаюсь. Но потом этих картин не вижу. Проката нет. Когда-то кино играло в моей жизни большую роль. Советское кинопроизводство было выдающимся. А я снимался, даже когда все развалилось — и в 1990-е, и в 2000-е. Теперь не очень интересно. Съемки проходят быстрее, а творческие задачи — проще.

К счастью, заработок в кино никогда не был для актера главным. Он давно понял: если соглашается ради гонорара, а материал не нравится, ничего хорошего не получается. А если исходит из творческого интереса — и результат хороший, и деньги приличные.

   
   
Сцена из спектакля «Братья Карамазовы». В роли Мити Карамазова — Евгений Киндинов, в роли Алеши Карамазова — Евгений Стеблов. Театр имени Моссовета, 1980 г. Фото: РИА Новости/ Владимир Федоренко

Михалков сказал: «Тебе надо писать»

Кроме кино, в жизни Стеблова всегда была сцена. Начав с театров имени Ленинского комсомола и Советской Армии, он наконец обрел себя в театре «Моссовета». И остался предан ему до сего дня. Играл Василия Теркина и Алешу в «Братьях Карамазовых», Гаева и Дорна в чеховских пьесах... Сегодня Евгений Юрьевич — только Ахов в спектакле «Не все коту масленица». Но не ропщет. Не клянет судьбу. Довольно рано понял, что нет прямой зависимости успеха от дарования.

— Я в 17 лет начал сниматься и к окончанию Щукинского училища имел за плечами пять ролей, в том числе четыре главные. Говоря современным языком, был уже кинозвездой. Тем не менее никогда не стремился сыграть как можно больше. Каждому человеку Господь посылает свою судьбу. Наивно представлять себе абстрактные схемы и стремиться их исполнить. Надо в этой жизни быть счастливым, а не в какой-то другой.

Стеблов сам ставил спектакли, озвучивал мультфильмы, занимался дубляжом, был телеведущим. А в какой-то момент открыл в себе дар литератора и с удовольствием стал писать. Не спеша. Вдумчиво.

Еще в школе учительница русского и литературы показывала его сочинения другим педагогам — работы Стеблова отличались от других, часто были смешными. Ему даже советовали поступать на филфак. Однако в 10 классе Евгений уже знал, что его путь — актерство. И все же увлечение литературой не бросил. Давным-давно, прочитав пару рассказов Стеблова, Никита Михалков посоветовал: «Тебе надо писать».

«Кажется, у вас есть космизм»

В конце концов это стало для актера потребностью. Из-под его пера уже вышло несколько произведений. Книга «Против кого дружите?» пережила четыре издания. Но несмотря на то, что Стеблов вспоминает о коллегах, называть эти рассказы мемуарами он категорически отказывается.

— Это сюжет моей души. Я лишь использую внешнюю канву творческой судьбы.

К слову, первую повесть «Возвращение к ненаписанному» Стеблова популярный в советские годы журнал «Юность» забраковал. А Юрий Трифонов оценил произведение высоко: «Кажется, у вас есть космизм. К тому же вы способны правдиво писать о театре. У меня это не получилось...» С такой поддержкой не писать Стеблов уже не мог.

Вскоре после ухода из жизни супруги Татьяны (вместе они были 38 лет) актер опубликовал маленькую, но очень важную для него повесть «После», посвященную любимой женщине. Прочитав ее, сосед по дому Василий Ливанов сказал: «Очень точную ты форму нашел. Это же молитва!»

Евгений Стеблов, 2002 г. Фото: РИА Новости/ Галина Кмит

Пишет Евгений Юрьевич не ради денег. Его не подгоняют редакторы издательств. Сидит себе сочиняет в удовольствие, выкраивая минуты. Делает это от руки. Интернетом не пользуется. Да и читает в основном религиозно-философские книги, жития святых и мемуары талантливых людей. Не в том он возрасте, чтобы тратить время на ерунду. И прежде отказывался быть на сцене Смердяковым. И теперь не станет играть в кино человека, участвовавшего в расстрелах во время фашистской оккупации. Ни за какие деньги!

Главное — чтобы были здоровы близкие. «И чтобы хватило сил пройти путь, уготованный Господом»...