Недовольные беглецы. Как сложилась судьба советских актеров-мигрантов

Илья Баскин, Александр Годунов, Савелий Крамаров, Олег Видов, Борис Сичкин. © / Коллаж АиФ

Термин «невозвращенец» придумали в советское время для очень специфического явления — бегства граждан СССР на Запад во время легального пребывания за границей. В основном этот термин использовался для обозначения каких-то известных персон — таковыми были, например, шахматист Александр Алехин или танцор Рудольф Нуреев. Одно время за такое деяние на родине полагался расстрел, но в 1960-е наказание стало менее строгим — до 15 лет содержания под стражей. Впрочем, «невозвращенцев» это не останавливало — возвращаться в Советский Союз они и не планировали, и их число постоянно пополнялось — вплоть до горбачевской перестройки.

   
   

И что удивительно: среди невозвращенцев почти не было актеров. Режиссеры были — Андрей Тарковский из кино и Юрий Любимов из театра; были артисты балета, спортсмены, шахматисты. А вот киноактеры чаще всего уезжали за границу относительно законно, хотя и по сходным мотивам — у актрис это было связано с замужеством с иностранцем, а актеры-мужчины пытались таким образом решить проблему с собственной востребованностью.

Илья Баскин

Активное отбытие актеров на Запад началось примерно в 1970-е. Илья Баскин на родине прославиться не успел. У него и образование было непрофильным, он окончил московское эстрадно-цирковое училище (что, впрочем, не мешало пробиться в кино при желании), и возраст был совсем юный — артист родился в 1950 году. Баскин работал в оркестре под управлением Утесова и в московском театре миниатюр, появился в нескольких фильмах в крошечных эпизодах — его можно увидеть в «Большой перемене» Алексея Коренева. А уже в 1976-м он уехал в США, где, на удивление, сделал относительно неплохую карьеру для мигранта из СССР. Снимался, правда, в основном в эпизодах — в его фильмографии есть роли в фильмах «Москва на Гудзоне», «Космическая одиссея 2010», «Имя розы», сериалах «Квантовый скачок» и «Крутой Уокер». Играл Баскин в основном русских персонажей, но это и понятно — акцент вряд ли уходит очень быстро. Но можно констатировать, что этот актер в американской киноиндустрии прижился. У него более ста работ, он появлялся в фильмах известных франшиз — «Трансформеры» и «Человек-паук».

Александр Годунов

Не совсем актер, но истинный «невозвращенец». Годунов начинал как артист балета — он окончил Рижское хореографическое училище, танцевал в «Молодом балете» и на сцене Большого театра, где не сумел проскочить между различными группировками и к концу 70-х почувствовал, что его «задвигают». Бороться с этим решил самым простым способом — во время гастролей в США попросил политического убежища. Его жена, балерина Людмила Власова, три дня провела в самолете «Аэрофлота», поскольку американские власти не хотели отпускать ее на родину. Этот момент бегства Годунова стал основой для фильма «Рейс 222», в котором настоящий «невозвращенец» выведен как спортсмен. В Америке судьба Годунова оказалась не столь блестящей, как, например, у Нуреева или Михаила Барышникова. В труппе Американского театра балета он задержался лишь на пару лет (как раз из-за конфликта с Барышниковым); создал свою собственную театральную компанию, с которой много гастролировал, но уже в 1985-м окончательно ушел из балета. Еще в СССР Годунов снимался в кино — например, в музыкальном фильме «31 июня», — и в США попытался продолжить актерскую карьеру. Больших ролей у него, впрочем, не было, но фильмография пополнилась триллером «Свидетель» и боевиком «Крепкий орешек». Скончался Годунов в мае 1995 года от гепатита, который был осложнен хроническим алкоголизмом. Ему было всего 45 лет.

Савелий Крамаров

Самый любимый народом эмигрант из актерской среды. Крамаров начал сниматься в кино — и сыграл свои самые известные роли, — так и не получив актерского образования. Снимался у Георгия Данелии, у Леонида Гайдая, играл в «Неуловимых мстителях» («А вдоль дороги мертвые с косами стоят — и тишина»), в «Джентльменах удачи», «Иван Васильевич меняет профессию», «Афоне». Уже в 1970-е все-таки окончил ГИТИС, получил звание заслуженного артиста РСФСР, но в конце того десятилетия все же решил покинуть Советский Союз. Поначалу его не выпускали, разрешили уехать только в 1981-м — после открытого письма Рональду Рейгану. На родине Крамарова убрали из титров, а в Америке пришлось играть в эпизодах — в «Москве на Гудзоне» он был сотрудником КГБ, а в «Космической одиссее 2010» — советским космонавтом. Отметим, что устроиться на новом месте ему помогал как раз Баскин. Уже в 90-е Крамаров смог сняться в паре российских фильмов, но в 1995-м у него обнаружили рак, и он скончался на 61-м году жизни.

   
   

Олег Видов

Пожалуй, самый известный беглец от советской власти. Видова сложно назвать неуспешным актером. Еще во время учебы во ВГИКе (1962-1966 годы) он сыграл несколько главных ролей — Медведя в «Обыкновенном чуде» Эраста Гарина и князя Гвидона в «Сказке о царе Салтане» Александра Птушко. Снимался и в зарубежных кинопроектах — скандинавской «Красной мантии» или югославской «Битве на Неретве». У него были роли в «Ватерлоо» Сергея Бондарчука и в «Джентльменах удачи» Александра Серого, а в 1973-м Видов стал всесоюзной звездой после «Всадника без головы», в котором сыграл Мориса-мустангера. Уехал из СССР актер из-за любви — в 1983-м его третьей женой стала Верица Йованович из Югославии, но этот брак продлился недолго. Вскоре Видов познакомился с американской журналисткой Джоан Борстин и уехал в США. На родине актера по старой памяти пытались забыть — некоторое время фильмы с его участием не показывали, но с началом перестройки все махнули на старые принципы рукой. Сам Видов, в принципе, неплохо устроился в Америке; он сыграл в нескольких заметных фильмах, хотя и в небольших ролях («Красная жара» и «Дикая орхидея»). Но основным его занятием было совсем другое направление. В 1992-м Видов сумел выкупить права на международный прокат коллекции «Союзмультфильма» и долгое время пользовался этим. Он сам говорил, что делает это ради популяризации советского наследия. Скончался Видов в 2017-м на 74-м году жизни.

Борис Сичкин

Актер без главных ролей, но с очень запоминающейся внешностью. Сичкин начинал как танцор — до войны окончил Киевское хореографическое училище. Затем воевал, несколько лет отслужил во фронтовом ансамбле, после демобилизации был солистом Ансамбля песни и пляски имени Александрова, а с конца 40-х работал на эстраде. В кино Сичкин снимался с середины 1950-х, а его самой известной ролью стал Буба Касторский из «Неуловимых мстителей». К отъезду из СССР актера подтолкнуло уголовное дело о хищении государственного имущества в крупных размерах; по этому делу он год провел в СИЗО, а еще несколько лет находился под следствием — и в конце концов был оправдан. Но возвращаться в профессию Сичкин не захотел — они с женой уехали в США. О работе актером в Америке речи не было, он работал редактором русскоязычного журнала и лишь иногда снимался в кино. Самой большой заграничной работой его стала роль Брежнева в фильме Оливера Стоуна «Никсон». Скончался Сичкин в 2002 году, когда ему было 79 лет, успев сыграть в нескольких российских сериалах — «Бедная Саша» и «Марш Турецкого».