Недобрый дядя Успенский. Скандалы создателя «Чебурашки»

Эдуард Успенский. © / Сергей Иванов / РИА Новости

Эдуарда Успенского чаще всего вспоминают вместе с персонажами, которых он придумал. Их великое множество — тут и Чебурашка, и Крокодил Гена, и старуха Шапокляк, очень самостоятельный мальчик Дядя Федор, кот Матроскин и пес Шарик, которые вместе жили в деревне Простоквашино, неугомонные Фиксики — современные наследники еще советских «Гарантийных человечков». Про этих героев сняты мультфильмы, они стали неотъемлемой частью детства любого российского ребенка, их верными помощниками в нелегком деле взросления. При этом сам Успенский, судя по всему, подобным примером для подрастающего поколения быть не мог.

   
   

Вернее, в советское время он строил карьеру так же, как и многие его коллеги-литераторы. Успенский родился 22 декабря 1937 года в семье высокопоставленного партийного работника; отец воевал на Великой Отечественной и умер вскоре после победы. Будущий писатель окончил Московский авиационный институт, работал на заводе, который производил военную продукцию. Но еще в годы учебы он начал сочинять сценарии различных мероприятий и юмористические зарисовки, со временем именно эта деятельность начала привлекать его больше, чем укрепление обороноспособности страны — и Успенский ушел на вольные хлеба. Вскоре на свет появились Чебурашка и Крокодил Гена, про них сняли очень популярный мультфильм, затем писатель придумал обитателей деревни Простоквашино — и стал признанным мэтром детской литературы.

Успенский скончался в августе 2018 года, и лишь после его смерти стали громко озвучивать слухи, глухо ходившие при жизни.

Склочный борец за авторское право

В наше время отстаивание собственных авторских прав на персонажей и произведения стало частью профессии писателя, и в том, что Успенский требовал с различных брендов отчислений за созданных им героев, ничего плохого нет. Но вот коллизия с Чебурашкой всегда вызывала удивление у публики. Дело в том, что в первых книгах эта неведомая зверушка была описана писателем как натуральный медвежонок, а всем знакомый образ с огромными ушами придумал для первого мультфильма 1969 года художник-постановщик (а потом — и режиссер анимационного кино) Леонид Шварцман. Правда, Шварцман так никогда и не смог доказать свое право на этого героя — патент принадлежал Успенскому, а тот расставаться с этой золотой жилой не собирался. Отметим, что писатель собирался судиться и с киностудией «Союзмультфильм», которая с апреля 2018 года начала выпуск вольного продолжения истории Дяди Федора и его друзей в виде мультсериала. Но незадолго до смерти Успенского он сумел заключить со студией взаимовыгодный договор — и сериал был снят в запланированном объеме.

Последователь лженауки

Уже после смерти Успенского его дочь от первого брака, Татьяна Успенская, рассказала, что ее отец долгое время был болен алкоголизмом, от которого пытался вылечиться в клинике, принадлежавшей некоему Виктору Столбуну. Персонаж этот весьма любопытный — он пошел по стопам отца, известного нейрофизиолога, но в медицинский не поступил, зато стал психологом после обучения в педагогическом институте. Работал в психиатрических клиниках, а в 70-х Столбун ударился в парамедицину — придумал якобы оригинальную методику лечения различных заболеваний (в том числе и алкоголизма), начал прием страждущих, потом расширил дело, открыв детское отделение. С началом перестройки деятельность клиники Столбуна получила хорошую рекламу — в том числе и на телеканалах; впрочем, славу Чумака или Кашпировского он так и не заработал. В 1996-м власти наконец запретили его деятельность, но сформированная им секта просуществовала до самой смерти лжеученого в 2003 году. Именно в эту секту Успенский регулярно отчислял часть своих доходов; лечился по придуманным Столбуном методикам, а однажды направил в эту «клинику» и Татьяну. Впрочем, с семейной жизнью у Успенского вообще все было не очень просто.

Тиран с домашним насилием

Вообще Татьяна многое рассказала о характере своего отца. Успенский не мог быть примером добропорядочного семьянина. Он был женат четыре раза — правда, на трех женщинах; после третьего развода он вернулся ко второй супруге. Дочь вспоминала, что у ее отца часто были романы на стороне, а сам он часто вел себя с домашними резко и грубо — иногда дело даже доходило до рукоприкладства. А в той секте, в которую отдали Татьяну в подростковом возрасте, в ходу были и физические наказания — правда, не для всех. Слова дочери Успенского подтверждали и свидетели — ее подруга детства, а также детский писатель Валентин Постников (сын советского писателя Юрия Постникова), который знал Успенских в те годы. Впрочем, никаких оргвыводов после этих откровений не последовало — разве что решили премию по детской литературе именем писателя со спорной личностью не называть. Ведь дети любят не Успенского, про которого чаще всего ничего не знают, а его героев — а у них совсем другой, правильный характер и правильное поведение.