Не родись красивой. Актрисы-дурнушки, которых любил весь СССР

Галина Волчек, Инна Чурикова, Елизавета Никищихина, Евгения Ханаева, Валентина Талызина. © / Коллаж АиФ

Известная максима гласит, что красота — в глазах смотрящего. Для мира кино это особенно актуально, потому что оно — воплощенная в картинке фантазия, даже если снята в жанре популярного в Советском Союзе жанра социалистический реализм. Да и актерские типажи нужны самые разные, поскольку некие условные маски — героев, злодеев — не отменил никто из апологетов соцреализма. И такой подход часто приводит к тому, что в профессии очень востребованными оказываются актрисы, далекие от стандартов конкурсов красоты. Они завоевывают зрителей другим — своей экранной харизмой, своим талантом и природным обаянием, а также умением перевоплощаться. Как, например, превратилась из «синего чулка» в настоящую королеву героиня Алисы Фрейндлих из «Служебного романа». Королеву, кстати, она тоже играла.

   
   

 Инна Чурикова

Чурикова, пожалуй, самая яркая иллюстрация фразы про красоту и глаза смотрящего. Она поступала сразу в несколько театральных вузов, и в Школу-студию МХАТ ее просто не взяли — как раз из-за внешности, которая сильно диссонировала с выбранным абитуриенткой этюдом. Но в Щепкинское училище Чурикову взяли — правда, в студенческих спектаклях доверяли только острохарактерные или комедийные роли. Еще до окончания училища она прославилась на всю страну, но эта слава была очень странной — по признанию актрисы, она плакала, когда увидела себя на экране в роли Марфуши в сказке Александра Роу «Морозко».

Судьба Чуриковой изменилась благодаря все той же внешности. Начинающий режиссер Глеб Панфилов искал характерную героиню для своего дебютного фильма «В огне брода нет», случайно увидел актрису в роли Бабы Яги — и доказал всем, что она умеет играть и драму. Вскоре они поженились — во время съемок фильма «Начало», ну а потом начался путь Чуриковой к славе.

 Валентина Талызина

Талызина стала актрисой не сразу. После школы она собиралась поступать на историка, потом проучилась два года в Омском сельхозинституте. И лишь потом оказалась в ГИТИСе, а после получения диплома — и в Театре имени Моссовета, где тогда играли признанные звезды советского кино и театра Любовь Орлова, Вера Марецкая и Фаина Раневская. Талызина рассказывала, что во время первой встречи Раневская просто назвала ее «некрасивой» — и лишь совместная работа изменила мнение великой актрисы, которая и сама отличалась не самой подиумной внешностью. Раневская взяла новенькую под опеку, и та во многом ориентировалась на нее — в том числе и в отношении к актерской работе. В итоге карьера Талызиной удалась — она много лет служит в родном театре, у нее около полутора сотен ролей в кино, среди которых, правда, почти нет главных, но есть те, которые зрители помнят и любят.

 Елизавета Никищихина

Актриса сама пришла в студию при Театре имени Станиславского и успешно прошла отбор. Правда, радость от такого успеха слегка подпортил актер этого же театра Евгений Леонов, который заявил, что Никищихиной будет очень трудно в театре, а ее внешность не позволит ей играть то, к чему лежит душа. Леонов знал, о чем говорил, — ему и самому приходилось постоянно доказывать, что он может играть не только комические роли. Но если Леонову удалось это доказать ролями на сцене и в кино, то у Никищихиной какого-то прорыва так и не случилось.

Ей давали серьезные роли, но между ними могло пройти много лет. В это время в ней видели комическую и гротесковую актрису. Мешала карьере и личная жизнь — ради своей первой большой роли она сделал аборт, но потом не решилась на такой радикальный шаг. В кино она снималась много — в ее фильмографии более 80 работ, но в основном она запомнилась зрителям по ярким эпизодам. Никищихина сыграла ассистентку профессора Громова в «Приключениях Электроника», Кикимору в сказке «Там, на неведомых дорожках…», появлялась в «Чародеях» и «Торпедоносцах», а в «Покровских воротах» именно ее героиня произносит запоминающуюся фразу: «Высокие, высокие отношения!» Скончалась актриса всего в 56 лет.

Галина Волчек

Она признавалась, что считает себя некрасивой. Более того, говорила в одном из интервью, что кино не доставило ей как актрисе радости — роли давали «необъемные», да и недостатки внешности, которые были незаметны в театре, часто выставляли на экране напоказ. Так, после роли Варвары в «Осеннем марафоне» Волчек пошла и свела с носа родинку, с которой она спокойно прожила всю жизнь и играла в «Короле Лире».

Театр же действительно показывал совсем другую Волчек — она была одним из основателей знаменитого «Современника», после ухода из него Олега Ефремова стала худруком и на полвека возглавила осиротевший коллектив, сама ставила спектакли и выходила на сцену. И никто не говорил актрисе и режиссеру что-то о внешности — слишком яркой была ее харизма, чтобы обращать внимание на такие мелочи, как какие-то родинки.

   
   

Евгения Ханаева

Ханаева училась на актрису 8 лет, вдвое дольше положенного срока. Виновата война — она поступила в Щепкинское училище в 1939-м, с началом Великой Отечественной училась в городском театральном училище, а в итоге окончила Школу-студию МХАТ и попала в труппу Художественного театра, в котором проработала всю жизнь. Еще во время учебы Ханаеву предупреждали, что роли героинь ей не светят — внешность неподходящая. Она годами играла роли второго плана, иногда яркие, иногда — не очень. В кино ее тогда тоже не звали — или она сама не хотела изменять театру. Все изменилось, когда в МХАТ пришел Олег Ефремов. Ханаева все-таки смогла начать играть героинь — пусть не тех, которых имели в виду ее педагоги, а характерных и комедийных, но именно в этом амплуа она запомнилась зрителям. И не только в театре, но и в кино — как раз с начала 1970-х актриса активно снималась, играла не только роли второго плана (как, например, в «Москва слезам не верит»), но и главные.

В фильме Владимира Меньшова «Розыгрыш» Ханаева сыграла учительницу, которую пытались обмануть ее ученики. И неудивительно, что во время раздела МХАТа актриса оказалась в той его части, которая осталась с Ефремовым, вот только судьба рассудила иначе. После травмы, полученной в автомобильной аварии, Ханаева легла на операцию и не вышла из комы. Она скончалась в ноябре 1987 года на 67-м году жизни.