Одним из лидеров советского проката 1971 года стал фильм совместного итало-советского производства со скромным названием «Подсолнухи». Его посмотрели 41,4 млн зрителей. Но название не должно обманывать, «Подсолнухи» снял известный итальянский режиссер Витторио де Сика, а в главных ролях блистали опять же итальянцы Марчелло Мастроянни и Софи Лорен, а также наша Людмила Савельева. Савельеву зрители в СССР знали очень хорошо — она играла Наташу Ростову в «Войне и мире» Сергея Бондарчука. Но и итальянцы советской публике были более чем знакомы, особенно Мастроянни и, конечно, Софи Лорен.
«Виконтесса Шиколоне»
Следует отметить, что популярность Лорен на Западе и в СССР отличалась очень сильно. Ее настоящее имя по-итальянски длинное — София Костанца Бриджида Виллани Шиколоне. Она родилась 20 сентября 1934 года в Риме, а в своей биографии писала, что у отца дворянские корни, поэтому она имеет право на титулы виконтессы и маркизы. Впрочем, в реальности всё было гораздо скромнее — семья жила бедно, и чтобы добиться успеха, София под псевдонимом Лаззаро (Sofia Lazzaro) в 16 лет впервые участвовала в конкурсе «Мисс Италия», где была отмечена поощрительным призом. Затем были и другие конкурсы, на одном из которых она вытянула счастливый билет — познакомилась с кинопродюсером Карло Понти, который был лет на 20 старше, а также женат католическим браком, причем получить развод было непростым делом. Молодую актрису эти мелочи не остановили, она взяла другой псевдоним и превратилась в Софи Лорен. И в следующие годы её карьера совершила впечатляющий рывок. За считанные годы от актрисы эротических фильмов низшей категории Лорен добралась до главных ролей в голливудских блокбастерах.
На Западе её считали секс-символом, и Понти активно продвигал именно эту ипостась своей второй жены (официально они поженились лишь в 1967-м). При этом в фильмографии Лорен конца 1950-х и начала 1960-х почти не было проходных работ — она снималась у Стэнли Крамера и Сидни Люмета, в пеплумах Энтони Манна (за провальное «Падение Римской империи» Лорен впервые среди актрис получила миллион долларов). Но больше всего ролей она сыграла в фильмах Витторио де Сика — начиная с «Золота Неаполя» 1954 года она играла в «Чочаре», «Затворниках Альтоны», «Боккаччо-70», «Вчера, сегодня, завтра»... Ну а фильм «Брак по-итальянски» привел Софи Лорен прямиком в Советский Союз.
Приз и черепашка
Дело было в 1965 году, «Брак по-итальянски» был отобран в конкурсную программу IV Московского кинофестиваля, и Лорен вместе с Карло Понти отдувалась за всю труппу. У самой картины, правда, шансов на победу почти не было — среди конкурсантов были первые части «Войны и мира» (они в итоге и разделили Большой приз с венгерской лентой «Двадцать часов»). А вот Софи Лорен вполне заслуженно стала лучшей актрисой фестиваля. По воспоминаниям фотографа ТАСС Валерия Генде-Роте, актриса вела себя весьма демократично, позволяла себя фотографировать всем желающим — лишь бы это не мешало работе — а также общалась с москвичами и гостями советской столицы.
Судя по всему, Лорен увезла самые положительные впечатления о Стране Советов, несмотря на несколько курьезных ситуаций вроде попытки продать иностранке обычную черепашку или снимок с плачущим ребенком. Поэтому, когда через несколько лет у Понти возникла идея снять с кинематографистами СССР фильм, Лорен легко согласилась.
По легенде Понти задумал «Подсолнухи», чтобы отвлечь свою уже законную жену от ограбления, во время которого у неё украли множество драгоценностей, и переживаний за недавно рожденного сына. В любом случае, эта идея пришлась по душе не только супружеской паре. Её поддержал и почти постоянный партнер Лорен по фильмам де Сики Мастроянни, и советские киночиновники. Сюжет фильма был связан с Великой Отечественной войной, в которой итальянские войска участвовали на стороне нацисткой Германии. Муж (Мастроянни) пропал без вести в 1942-м, его жена (Лорен) не верит, что он погиб, и после войны едет в СССР, чтобы найти своего супруга. Но тот во время боев лишился памяти, прижился в глухой деревне и женился на местной жительнице (её сыграла знакомая мировому зрителю Савельева).
«Подсолнухи» на советской земле
Ещё одна легенда гласит, что Понти испугал жену, сказав, что снимать будут в холодной Сибири, и та тащила через таможни сразу несколько дорогих шуб, которые, разумеется, не понадобились. Съемки «Подсолнухов» проходили в целом спокойно, хотя группе пришлось поездить по самым глухим местам. В числе локаций были, например, Полтавская и Калининская (сейчас — Тверская) области, а также недавно вошедшая в состав Москвы деревня Захарково (сейчас район Южное Тушино). Впрочем, даже под Калининым (сейчас — Тверь) иностранцы жили неплохо. Им выделили обкомовский дом отдыха, а Лорен привезла с собой целый штат помощников — там были охранник, повар, врач и личный гример. Но померзнуть ей пришлось. Как вспоминал бывший сотрудник КГБ Игорь Атаманенко, который работал на съемках переводчиком, когда обычная помада задубела при минусовой температуре, съемки остановили на пару дней, чтобы найти и привезти замену.
Любопытно, что сразу в советский прокат картину не выпустили — придрались к сцене кладбища итальянских военнопленных в самом конце. Но потом разногласия устранили, и фильм оказался успешным по обе стороны «железного занавеса». Как рассказал aif.ru киноаналитик Сергей Лавров, в прокате западных стран «Подсолнухи» заработали $13,4 млн при пятимиллионном бюджете. СССР же вложил в производство 175 тыс. руб. (комедии Леонида Гайдая стоили около 400 тыс. каждая), а заработал $475 тыс. В советском прокате «Подсолнухи» тоже были приняты очень хорошо — четвертое место в общем рейтинге, а аудитория была всего на 10 млн человек меньше, чем у легендарной картины «Офицеры».
Советским секс-символом после этих фильмов Лорен, конечно, не стала — она играла совсем других героинь. В целом её карьера пошла на спад в конце 1970-х, но она всё равно оставалась востребованной актрисой. Например, в 1994-м в последний раз снялась с Мастроянни в фильме «Высокая мода». Да и в Москву приезжала ещё не раз — её приглашали на ММКФ уже не в качестве участницы, а как гостью, которая когда-то побеждала на этом смотре. И визиты уже обходились без черепашек и плачущих детей.