Настоящий генерал. Чем запомнился Алексей Булдаков

«Особенности национальной охоты», 1995 г. © / Кадр из фильма

О смерти актера Алексея Булдакова сообщил председатель оргкомитета открытого Российского кинофестиваля «Киношок» Сергей Новожилов. «Светлая память, не стало Леши Булдакова», — написал он на своей странице в Instagram. В комментариях Новожилов указал, что Булдаков умер в гостинице в Монголии. Причиной смерти стал оторвавшийся тромб.

   
   


В пресс-службе Гильдии актеров кино Союза кинематографистов РФ подтвердили смерть Булдакова. «Алексей Иванович Булдаков скончался, подробной информации у нас нет, знаем только, что он был на гастролях, у него оторвался тромб», — приводит ТАСС слова представителя гильдии.

Информации о дате похорон пока нет.

Алексей Булдаков прославился относительно поздно по актерским меркам. Он родился в 1951 году на Алтае, окончил Молодежную театральную студию при Павлодарском драматическом театре имени Чехова, работал в том же городе в драматическом театре, но после службы в армии часто менял театры и города: Томск, Караганда, Рязань. Только в середине восьмидесятых устроился в Театр-студию при киностудии «Беларусьфильм», в которой проработал восемь лет. А в девяностые перебрался в Москву, в МХАТ имени Горького.

В восьмидесятые началась и карьера Булдакова в кино, причем вроде бы успешная. После дебютной роли партизана в военной драме Леонида Марычева «Сквозь огонь» он сыграл главного героя в биографической картине Николая Гусарова «Семен Дежнев». Правда, прорыва не получилось, но приглашали характерного актера часто: он играл в фильмах «Кому на Руси жить», «Небывальщина». В фильме 1984 года «В лесах под Ковелем» Булдаков сыграл своего первого генерала: дважды Героя Советского Союза Алексея Федорова.

А в 1995 году появился генерал Иволгин, герой комедии Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты».

Эта картина подарила российскому кинематографу несколько знаковых персонажей. Случайно оказавшийся в компании «охотников» финн Райво (Вилле Хаапассало), егерь Кузьмич (Виктор Бычков). Но генерал Иволгин стоял особняком и, пожалуй, обеспечил львиную долю успеха фильма. В строку легло все: и манера по любому поводу произносить тост, и немалый жизненный (и, возможно, военный) опыт, и увлеченность охотой (а позже — рыбалкой, баней и даже политикой). И, разумеется, похожесть до степени смешения на очень популярного в те годы настоящего генерала: Александра Лебедя.

   
   

Причем Булдаков признавался, что копирование не было случайным: этот прием они специально обговаривали с режиссером. В итоге Лебедю фильм и персонаж понравились и они с актером подружились. Ну а Булдаков за эту роль получил премию «Ника».

В некоторых интервью актер говорил о своей обиде на то, что его воспринимают только как генерала Иволгина. Звездной болезнью он, конечно, не заболел: по его словам, от нее его вылечили еще в театральном училище. Да и относился он к своему герою с определенной любовью. Возвращался к этому образу во всех продолжениях «Особенностей национальной охоты», да и вообще часто играл различных военных в высоких чинах. А однажды — в фильме Юлия Гусмана «Парк советского периода» — герой Булдакова носил звание адмирала.

«Я долго сопротивлялся и пытался уйти от этого, сделать прекрасные профессиональные работы, но в глазах народа я остаюсь генералом — и все. И от этого я уже избавиться не могу. Наверное, это судьба. Как говорится, я уже этому даже не сопротивляюсь», — признавался он в интервью.

Но и без «Особенностей…» фильмография у Алексея Булдакова большая: за свою карьеру он сыграл около ста сорока ролей. Говорил, что хочет сыграть Бетховена, чтобы показать трагедию гения. Не довелось.

«Я к себе достаточно критично отношусь как к артисту, — говорил Булдаков. — То, что я делаю, и то, что в моем понимании должно быть на сцене или в кино, почти никогда не совпадает. Так что я еще учусь, потому что нашей профессии надо учиться всю жизнь».