«Надеюсь, худшее позади». Юлиан рассказал о состоянии Пахмутовой

из личного архива Юлиана

40 дней назад не стало Николая Добронравова — народного артиста, поэта, замечательного человека, верного мужа и соратника Александры Пахмутовой.

   
   

«В голове крутятся воспоминания»

В интервью aif.ru Юлиан рассказал, как прожила эти 40 дней Александра Николаевна, как она себя чувствует и чем занимается.

Юлиан: Это были очень тяжелые для нее дни. Александре Николаевне пришлось учиться жить по-другому. 67 лет с мужем — не просто много! Это целая жизнь! Одна на двоих. Уникальная пара, образец лебединой верности — вот кем были Пахмутова и Добронравов. Конечно, сейчас ей непросто. В голове все время крутятся воспоминания, связанные со счастливой жизнью и творчеством. 

Фото: из личного архива Юлиана

Татьяна Уланова, aif.ru: У супругов не было детей. Кто сейчас поддерживает Александру Николаевну?

— Слава Богу, она сильный человек, и она не одна. Рядом хорошие помощники, сиделки, которые были у Николая Николаевича. Словом, Александра Николаевна окружена заботой, вниманием. Теперь она по рекомендации врачей очень много ходит, гуляет. Говорит, никогда раньше такого не было. Они ведь все время работали: концерты, гастроли, записи, сочинение песен дома... А теперь и на Воробьевы горы съездила, и на Патриарших прудах побывала. Подолгу сидела у воды, любовалась природой.

— На похоронах поэта присутствовали его брат Дмитрий Николаевич и племянник Илья. Они в Москве, не забывают Пахмутову?

— Конечно, они рядом. Илья, к слову, до конца ухаживал за Николаем Николаевичем — и брил, и мыл его.

   
   

«Их обоих вытащили с того света»

— В последнее время Александра Николаевна на мероприятиях бывала одна — так необычно для этой пары...

— Дай Бог всем дожить до таких лет! Они — наши долгожители, рекордсмены! Нам казалось, такие люди должны жить вечно. Но... Когда возраст переваливает за 90, неизбежно «аукаются» старые проблемы со здоровьем. У Николая Николаевича до последнего была абсолютно светлая голова, хорошая память. Только ноги подводили — передвигаться уже не мог. И все равно продолжал работать.

Вы наверняка помните, что весной 2000-го супруги попали в тяжелейшую автомобильную катастрофу под Переславлем-Залесским. Должны были принять участие в юбилее Ярославля, а оказались буквально между жизнью и смертью. Я должен был ехать с ними в этой машине. Но мне предложили интересную поездку с концертами в Японии. О случившемся я узнал уже там. И о том, что к ним в ярославскую больницу приезжал Владимир Путин. После аварии у Добронравова и начались проблемы с ногами. По сути, их обоих вытащили с того света. А спустя 20 лет грянул коронавирус, оба тяжело болели. И снова их вытаскивали... Чудес не бывает. Конечно, всё отразилось на здоровье.

Фото: из личного архива Юлиана

— Как сейчас себя чувствует Александра Николаевна? 

— Надеюсь, худшее позади. Уход Николая Николаевича выбил ее из колеи. Она была потрясена, хоть и мужественно перенесла потерю. Сейчас главное ей восстановиться, прийти в себя. В прямом смысле слова.

Лев Валерьянович Лещенко постоянно с ней на связи, я — тоже. Но многие артисты и назойливые журналисты не могут дозвониться, встретиться с ней и, наверное, обижаются. Не стоит! Лишняя встреча может Александре Николаевне даже навредить. Прогулки на свежем воздухе для нее сейчас гораздо полезнее общения. 

Вообще она молодец! Что касается работы, помнит абсолютно все. Может подойти к роялю и сыграть любую музыку мира, любого композитора. Не говоря уже о своих песнях. Когда мы сидели у гроба на сцене Зала им. Чайковского и на экране демонстрировались фотографии из их жизни, Александра Николаевна комментировала: это такой-то год, мы в Артеке... Представляете? В таком душевном состоянии, в таком возрасте!

— Через 2 недели ей исполнится 94 года. А Николай Николаевич 22 ноября мог бы отметить 95-летие...

— Да, чуть-чуть не дотянул. Жаль. Но, знаете... Добронравова знают в основном по его песням. А он ведь не просто песенник, каких много. Николай Добронравов — великий поэт. А поэты не умирают. Пока поют их песни, пока звучат стихи. Николай Николаевич выпустил много книг, его стихи живут самостоятельной жизнью. Я знаю их много, обожаю. И всех призываю найти в Интернете и почитать. 

— Наверняка секрет их долгой жизни — работа. Они ведь и журналистам часто отказывали, потому что не хотели растрачивать силы, эмоции, нужные для сочинения стихов и музыки. 

— Пожалуй, это действительно продлило им жизнь — они всегда трудились, всегда были с молодежью. И смогли пережить 1990-е — ужасные для многих композиторов и поэтов, когда все советское гнобили и рушили. Нужна была галимая попса, «два кусочека колбаски». Некоторые авторы просто не выдерживали. Рождественский умер в 62 года, Птичкин — в 63, Дербенев — в 64. Пляцковский — вообще в 55...

Пахмутова и Добронравов тоже тогда были не в фаворе. Но Бог послал нам нашу встречу — мы познакомились, они стали писать для меня, молодого исполнителя, песни. Но как же сложно было их пробивать! Я приходил на телевидение с «Русским вальсом», меня спрашивали: «Чья песня?» А потом махали руками: «Ой, Пахмутову нам не надо!»

Фото: из личного архива Юлиана

К счастью, с приходом нового века у супругов началась вторая молодость. Неожиданно «выяснилось», что их песни живы, что их помнят, любят, хотят слушать и петь.

Для меня Добронравов — в одном ряду с Дементьевым, Рождественским, Ахмадуллиной... Уверен, его стихи не забудут никогда. Наверное, сегодня это единственное утешение всем нам. И Александре Пахмутовой. Дай Бог ей пережить этот период. И чтобы все было хорошо.