«Начало», «Васса», «В огне брода нет». Лучшие фильмы Глеба Панфилова

Глеб Панфилов. © / Борис Кауфман / РИА Новости

Первая же серьезная режиссерская работа Панфилова была отмечена и профессионалами, и зрителями. И последняя его лента также получила награду — «Золотой Орел» Глебу Анатольевичу вручили как лучшему режиссеру за ленту «Иван Денисович».

   
   

Aif.ru вспомнил лучшие фильмы Глеба Панфилова.

«В огне брода нет», 1967 г.

Это был иной — неканонический — взгляд на события Гражданской войны. Санитарка поезда, перевозящего раненых с фронта, Таня Тёткина — неуклюжая, нелепая, вдруг оказывается талантливой художницей. Влюбленная, она не может признаться в своих чувствах и переносит их в рисунки. Она пытается разобраться, что заставляет отца и сына, родных братьев воевать друг с другом.

В этом фильме одну из первых и самых заметных своих ролей сыграла Инна Чурикова — ту самую трогательную, мятущуюся Таню Теткину. Этот дебютный фильм Панфилова получил «Золотого леопарда» на Международном кинофестивале в Локарно.

«Начало», 1970 г.

Снова черно-белая лента. И снова успех — и фильма, и сыгравшей в нем главную роль Инны Чуриковой.

В картине параллельно развиваются две истории из разных времен. В городке Реченске живет ткачиха Паша Строганова. Не красавица, не душа компании. Но — явно с искрой Божьей, даром что в самодеятельном театре она играет Бабу Ягу. Эту искру таланта замечает в ней случайно оказавшийся в городке режиссер из столицы. Он предлагает Паше главную роль в своем фильме — легендарной Жанны Д’Арк. И дальше Панфилов переносит зрителя то в наше время, где Паша мучается и от неразделенной любви к женатому мужчине, и со сложной ролью, то во времена Орлеанской девы, которой предстоит битва во много раз более серьезная, чем Пашино сражение за любовь Аркадия и успех у зрителей.

После выхода фильма лучшей актрисой Инну Чурикову признали не только читатели журнала «Советский экран», но и болгарские зрители. «Начало» было отмечено призами на Венецианском кинофестивале, Международном кинофестивале в Аделаиде (Австралия), Международном кинофестивале в Нью-Йорке (США).

   
   

«Тема», 1979 г.

Снятый в конце 1970-х, на экраны фильм вышел только после перестройки в 1986 г. А все потому, что тему Панфилов затронул очень болезненную — один из героев картины, ученый и писатель, разочаровавшийся в советской действительности, собирается эмигрировать в США. Герои ленты — каждый по-своему — переживают кризис. Один — очень модный (и очень конъюнктурный) драматург Ким Есенин (его сыграл Михаил Ульянов) осознает, что таланта-то ему Бог отмерил много меньше, чем гордыни. Провинциальная экскурсовод Саша (Инна Чурикова) оказывается не в силах отговорить своего любимого (Станислав Любшин) от эмиграции, и разрыв с ним отзывается физической болью. Саша и помогает Есенину осознать собственную бездарность, когда в глаза выговаривает ему, что разочаровалась в нем как в драматурге.

На роль Кима Есенина Панфилов пробовал и Иннокентия Смоктуновского, и Алексея Баталова. А утвердил в итоге Ульянова — к глубокому удивлению самого Михаила Александровича..

Прокатная судьба фильма была очень непростой. Его показали на закрытом показе на 12-м Московском кинофестивале. Приняли ленту и киношники, и критики прохладно. Было принято решение положить фильм «на полку» — даже несмотря на то, что Панфилов предложил сделать финал более оптимистичным. Полноценная премьера состоялась лишь в 1986 г. А уже в 1987-м на Берлинском кинофестивале лента получила «Золотого медведя» как лучший фильм.

«Васса», 1983 г.

В основу сценария легла пьеса Максима Горького «Васса Железнова».

Снова рубежный момент в истории — и страны, и семьи. 1913 г. Страну уже будоражат революционные настроения, хотя и начало Первой Мировой, и Октябрь 1917-го ещё далеки. Васса Железнова отчаянно пытается сохранить и семью, в которой муж пьет, а невестка-революционерка пытается сбить с панталыку сына Вассы. И все же жизнь ее летит под откос.

Главную роль, как и всегда у Панфилова, сыграла Инна Чурикова. А двух ее дочерей — Ольга Машная и Яна Поплавская (к тому времени вся молодежь страны уже успела влюбиться в ее Красную шапочку).

Фильм получил Главный приз 13-го Московского международного кинофестиваля, а творческая группа картины — Глеб Панфилов, Инна Чурикова, Валентина Теличкина, оператор Леонид Калашников и др. — были награждены Госпремией РСФСР им. Братьев Васильевых.

«В круге первом», 2006 г.

Первый и единственный сериал в фильмографии Панфилова и первая столь масштабная экранизация романа А. Солженицына «В круге первом». Александр Исаевич написал и сценарий к фильму. Панфилов признавался, что показывал Солженицыну фотопробы актеров, утвержденных на роли. Главного героя сыграл Евгений Миронов. Артист несколько раз ездил в гости к писателю и подолгу разговаривал с ним, чтобы найти правильную тональность для образа. Также в фильме снялись Дмитрий Певцов и Ольга Дроздова: они и на экране сыграли супружескую пару. Певцов — дипломата Володина, Дроздова — его жену. Сталина сыграл Игорь Кваша. А вот для Михаила Кононова роль дворника Спиридона стала последней в жизни.

10-серийный телефильм получил «Нику» как Лучший телевизионный фильм, а Солженицын — ТЭФИ как лучший сценарист года, премией ТЭФИ был отмечен и сам сериал как «телесобытие года». На Международном кинофестивале в Биаррице фильму присудили приз в номинации «Лучший телесериал».