«На первой полосе»: в Москве открылась выставка главного художника «АиФ»

Андрей Дорофеев. Фото: Павел Садчиков, АиФ.ru

Четыре коровы уткнулись в лохани с водой, рядом, в ворохе сена – кожаные депутатские портфели и чёрные шляпы. Сверху подпись: растёт поголовье чиновников.

   
   
Коллаж Андрея Дорофеева

Или вот другой сюжет: Путин, Зюганов, Жириновский, Миронов, Митрохин, Прохоров в костюмах Дедов Морозов с подарочными мешками в руках. Подпись: «Дарим новые обещания!».

Коллаж Андрея Дорофеева

Перед открытием своей персональной выставки «Первая полоса» в Москве Дорофеев рассказал АиФ.ru об изящном юморе, поколении политиков 90-х и портрете министра в образе Фредди Крюгера.

АиФ.ru: – Вы работаете в редкой, по современным меркам, технике карикатурного коллажирования – такое нечасто встретишь в печатных изданиях, не говоря уже об интернет-СМИ. Насколько это актуально и интересно ли читателю?

А. Д.: – Я занимаюсь ироничным искусством. Конечно, техника видоизменилась: сегодня коллаж выглядит иначе, нежели 20–30 лет назад. Современные фоторедакторы базируются на принципе создания коллажей. Вот, например, так называемая «фотожаба»: люди просто берут и голову «присобачивают». Когда я начинал, всего этого не было.

Я стал заниматься коллажами, когда пришёл в «Аргументы и факты». До этого я был художником-карикатуристом. У «АиФ» была традиционная обложка, которая состояла из нескольких фотографий, объединённых одной идеей. Собственно, я реализовал принцип карикатуры с помощью техники коллажирования. В те годы это было экзотикой. Был плакат, был рисунок, была фотография, но коллаж – такое только в «АиФ».

В газете мои работы подписывали: «Коллаж А. Дорофеев». И читатели присылали мне письма: «Уважаемый Коллаж Дорофеев»! Думали, что меня так зовут.

   
   
Главный редактор газеты «АиФ» Николай Зятьков и Дмитрий Медведев. Фото «AиФ»

АиФ.ru: – Ваши коллажи в «АиФ» по своим настроениям напоминают карикатуры Бильжо в «Известиях».

А. Д.: – И Андрей Бильжо, и Алексей Меринов, и я – все мы «вышли» из «Московского комсомольца». Там был клуб карикатуристов, неофициальный, правда – в официальные издания нас не брали. Был «Крокодил», но мы не могли туда попасть. Там был свой круг авторов, они выражали «правильные» партийные идеи. У них сложился свой коллектив в Союзе художников. Ты приносишь свои рисунки, а тебя в «Огоньке» не берут, в «Смене» не берут, в «Крокодиле» тоже, в стол их, что ли, складывать? В «Московском комсомольце» тогда последнюю полосу «вёл» Лев Новожёнов – так вот, он давал нам возможность раз в неделю напечатать несколько работ.

Потом была перестройка, начался бум прессы. На нас обратили внимание. Газет стало много, а художников, которые в них работают, – не очень. И нас начали приглашать. Ко мне обратился руководитель фотослужбы «АиФ» и предложил попробовать что-то сделать для газеты – они тогда как раз искали художника. У меня была узкая направленность – юмор и сатира. Первый коллаж был посвящён тому, что в стране были деньги, но не было товаров, только пустые прилавки. Я сделал первую склейку: на переднем плане обнажённая Венера Милосская прикрывается рублём, а за ней много-много пустых прилавков. Это вызвало шквал возмущений бдительных советских читателей. «Как можно нашим советским рублём прикрывать срамные места какой-то девки?» Не все поняли даже, что это Милосская.

1989 год. Коллаж Андрея Дорофеева

АиФ.ru: – На одной из обложек «АиФ» вы изобразили Александра Починка (тогда он был министром РФ по налогам и сборам) в образе Фредди Крюгера. Сначала Починок, кажется, обиделся?

А. Д.: – Да, его сначала оторопь взяла, когда он увидел своё «изображение» на первой полосе. Но потом позвонил, поблагодарил и попросил подарить ему эту работу. Чубайс в своё время (он тогда РАО ЕЭС возглавлял, я его часто рисовал) вывесил мои работы на своём сайте, у него там был раздел «юмор и сатира». Видимо, всё-таки считал, что это нормально.

Пять лет назад к нам в редакцию приезжал Дмитрий Медведев. Он посмотрел на мои коллажи и сказал: «Да, это очень хорошо. Мне нравится». Добавил, что читает «АиФ» с юношеских лет. Очень переживал, когда его из почтового ящика кто-то утаскивал.

Дмитрий Медведев. Фото «AиФ»

Сейчас сложнее работать, потому что есть закон о защите чести, достоинства и деловой репутации. Современные политики не обладают чувством юмора, которое было присуще политикам 90-х годов. Я бы сказал, те были более прогрессивны.

АиФ.ru: – А Путин обладает чувством юмора?

А. Д.: – Путин обладает. Но я говорю о тех, кто пришёл недавно. Я не буду фамилии называть, это просто чувствуется. Мало харизматических политиков. Даже когда мы в «Аргументах и фактах» делаем «Жизнеописание политических субъектов» на второй полосе – там таких персонажей уже нет. Остались одни и те же: Зюганов, Жириновский.

АиФ.ru: – А есть какие-то табуированные персонажи? Которых Вы никогда не будете рисовать?

А. Д.: – Нарисовать я могу кого угодно. Но нужно сделать так, чтобы это вышло в печать. Я никогда не делаю «в лоб». Был журнал «Столица». И у них была обложка, на которой Лужков отрубал голову Чубайсу – всё сколлажировано, обрисовано. Я бы никогда так не стал делать. Грубый юмор – не моё. Можно сделать остоумнее, обыграть какой-нибудь общеизвестный сюжет – это ведь ироническое искусство, пародия, юмор и сатира с серьёзным лицом.

Коллаж Андрея Дорофеева

Вот недавняя история: Владимир Путин отправил в отставку министра обороны Анатолия Сердюкова и назначил главой ведомства Сергея Шойгу. Я вспомнил, что есть такая прекрасная картина Петрова-Водкина «Смерть комиссара», и подумал, что на основе этого сюжета можно очень элегантно построить коллаж. Шойгу держит раненого Сердюкова на руках, а солдаты уходят в сторону реформ. Занавес.

 

 

Еще коллажи Андрея Дорофеева »