«Мой маленький Шарль». Как армянин Азнавурян стал французом Азнавуром

Шарль Азнавур. © / Flickr.com

На 95-м году жизни скончался легендарный французский шансонье Шарль Азнавур. Подробнее »

   
   

Последнее обновление материала 1 октября 2018 г.

Шарль Азнавур, точнее, Шаанур Варнаг Азнавурян, появился на свет 22 мая 1924 года в самом романтичном городе мира Париже. Так получилось, что армянская семья Азнавурянов после революции бежала из Армении в Америку, но по дороге ненадолго остановилась в Париже. Да так там и осталась.

На родине отец Шарля пел в оперетте, а мама выступала на сцене театра. В Париже им пришлось переквалифицироваться глава семьи Азнавурянов открыл ресторан с говорящим названием «Кавказ», а его супруга занялась пошивом одежды. Правда, заработать миллионы родители Шарля Азнавура так и не смогли отец был слишком радушным и гостеприимным хозяином и зачастую угощал гостей ресторана за свой счёт, из-за этого и разорился. А с началом Великой Отечественной войны главный кормилец семьи записался добровольцем в армию и ушёл на фронт, оставив родных практически без гроша в кармане. Шарлю пришлось самому думать, как обеспечить семью.

Шарль Азнавур с мамой. 1920-е годы. Фото: commons.wikimedia.org

Сначала он пытался продавать газеты, но на эти копейки можно было купить только хлеба, а затем, когда в Париже обосновались немцы, Шарль сбывал им французский шоколад и духи. Коммерческой жилки армянину Шаануру Варнагу Азнавуряну было не занимать, но он не грезил о бизнесе и миллионных заработках. Шарль Азнавур спал и видел себя на сцене.

Хотя, конечно, подходя к зеркалу, он прекрасно понимал, что с его внешностью ростом 164 см, весом в 60 кг и длинным армянским носом сложно снискать любовь не то что всего мира, а даже французов. Но однажды Шарль решился, вышел на сцену перед киносеансом и дрожащим голосом спел песню собственного сочинения. Знаменитым он не проснулся, его тут же освистали, да и критика была безжалостна, вопрошала: «Разве можно с такой внешностью показываться на публике?» Но маленький гордый армянин не сдавался.

В музыкальной тусовке он познакомился с таким же неудачником, аккомпаниатором Пьером Рошем, сыном потомственных французских аристократов, мечтающем о славе музыканта. Они «сколотили банду»  и стали вместе ходить на прослушивания, выступали с одной – двумя песенками в ночных клубах, ресторанах, на большее друзья рассчитывать не могли, да и не надеялись. Всё решил его величество случай.

   
   

Во время одного из таких «концертов» Шарля Азнавура приметила французская дива Эдит Пиаф. Она тут же пригласила его за свой столик и безапелляционно заявила: «Разве с таким носом можно выступать на сцене? Тебе нужно с ним срочно что-то сделать».

Пиаф предложила талантливому армянину поехать с ней на гастроли в Америку, но радости в его глазах не заметила. Оказалось, что у Шарля просто нет средств на билет. Пиаф только пожала плечами: «Хочешь работать со мной, найдёшь деньги». И он нашёл, заработал, занял. А Пиаф… Она уже улетела за океан и думать забыла о маленьком армянине. Когда Азнавур прибыл в Америку, выяснилось, что французская дива Эдит Пиаф отменила все свои концерты и отправилась в путешествие с новым возлюбленным. Возвращаться домой без гроша в кармане настоящий армянин не мог. Он на последние оставшиеся доллары купил билет до Канады и там за несколько месяцев, выступая с концертами, заработал больше, чем за несколько лет во Франции. Благо, канадцы оказались более радушны и благожелательны, чем французы.

Шарль Азнавур. 1950-е годы. Фото: flickr.com

В Париж «маленький Шарль» возвращался «со щитом». Конечно, он не мог не поделиться своим успехом с той, которая так подло подставила его, бросила. Но напрасно он думал, что Пиаф, увидев его на пороге своего дома, попросит прощения, похвалит, подбодрит. Посмотрев на Азнавура и на его дорогой костюм, Эдит только рассмеялась: «Где ты раздобыл этот наряд? Неужели в цирке подрабатывал?»

Он не развернулся, не ушёл. Напротив, спустя совсем недолгое время Шарль Азнавур переехал к Эдит Пиаф. Газеты пестрели заголовками: «У французской дивы роман с армянином!» Как они были неправы. Даже намека на роман за восемь лет их отношений так и не случилось. Азнавур видел в Пиаф учителя, помощницу, находясь рядом с которой на сцене, он мог быть уверен, что его не освистают, Пиаф же нашла в Азнавуре талантливого музыканта и «подружку», «секретаршу», помощника по хозяйству. Ведь именно он выслушивал её жалобы на очередного любовника, он мыл за ней посуду, относил в стирку её бельё, таскал за ней чемоданы, занимался её расписанием.

За это она позволяла ему выступать на её гастролях и оплатила пластическую операцию на носу. Да-да, он всё-таки сделал это. Избавился от явно армянской черты лица. «Она всё-таки сделала из меня француза», сказал тогда Азнавур. 

«Мы, видимо, состаримся и умрём вместе», часто повторяла Азнавуру Пиаф. Он не придавал этому значения и улыбался в ответ. А однажды задумался и понял, что хотел бы жить своей жизнью, а не следовать за судьбой Эдит Пиаф, какой бы яркой она ни была. Он собрал свои вещи и навсегда уехал в свою собственную жизнь. Ведь за эти восемь лет Шарль Азнавур так и не смог завести семью. Точнее, он был уже дважды разведённым не очень молодым человеком. Догадайтесь, кто стал причиной разводов.

И только вычеркнув из своей жизни Эдит Пиаф, Шарль Азнавур понял, насколько эта женщина была ему дорога и насколько она мешала ему в жизни. Наверно, если бы Шарль Азнавур не ушёл от Эдит Пиаф, он никогда бы не стал тем, кем мы его знаем сейчас первым французским исполнителем, удостоившимся платинового диска в Европе, певцом, чьих пластинок было продано более 100 млн экземпляров, лучшим эстрадным исполнителем XX века, по мнению журнала «Time». Его голос не сравнивали бы с ногами Пеле и глазами Элизабет Тейлор, а он сам не был бы счастлив уже более 30 лет в своём доме у берега Женевского озера в окружении любимой жены Уллы и троих детей и внуков.

Президент Франции Франсуа Олланд и Шарль Азнавур после концерта певца в Ереване. 2014 год. Фото: flickr.com