Моргенштерн против. Чем кумиру молодежи не нравится День Победы

Осторожно: Собчак. © / YouTube

Без четкого представления о прошлом, без выработки внятного к нему отношения не будет будущего. Ключевым в этой, в общем-то, нехитрой формуле является вопрос о том, какое восприятие прошлого можно считать правильным.

   
   

«Что-то празднуют, все что-то пытаются»

Алишер Валеев, более известный как Алишер Моргенштерн, или просто Моргенштерн, снова заставил говорить о себе. В интервью Ксении Собчак, опубликованном на канале YouTube-проекта «Осторожно: Собчак», рэп-исполнитель заговорил на тему правильного и неправильного понимания патриотизма. Как выяснилось, Моргенштерн не понимает, почему в России широко и с размахом отмечают День Победы.

«Я вообще не понимаю вот этого праздника победы, которая состоялась 76 лет назад. Из года в год на это тратятся миллионы, что-то празднуют, все что-то пытаются... не знаю, может, это скрепы какие-то? Наверное, гордиться просто нечем. Вспоминать каждый год на протяжении почти века о том, что когда-то тогда вы победили, — не знаю», — сказал исполнитель.

Собчак тут же поинтересовалась, как вообще Моргенштерн относится к Великой Отечественной войне. «Ну, круто, молодцы. Но двигайтесь дальше. Делайте ещё побед. Побед в информационных технологиях, космических технологиях. Празднуйте их. Но нет, празднуем только то, что случилось 76 лет назад», — заявила звезда рэпа.

И Собчак, и Моргенштерн, вне всяких сомнений, довольны произведенным эффектом — о них говорят, одни восхищаются, другие возмущаются, но, главное — оба в центре внимания, ради чего, собственно, все и затевалось.

Американцам нечем гордиться со времен Декларации о независимости?

Но не только ради этого. Моргенштерн транслирует определенное послание молодежи, среди которой он чрезвычайно популярен. Смысл послания прост: никакого глубокого смысла День Победы не имеет, это праздник людей, которые уходят или ушли, и уважающий себя молодой человек священного трепета от 9 Мая испытывать не должен.

Вряд ли 23-летний Алишер Тагирович сам заинтересован в продвижении такой концепции. Не секрет, что Моргенштерна заботливо опекают некоторые влиятельные представители российских бизнес-кругов, без которых взлет его популярности в таких масштабах был бы просто невозможен. Видимо, кому-то очень хочется, чтобы звездный рэпер «продавал» идею о так называемом «победобесии» молодым.

   
   

Современные парни и девушки, слушающие Моргенштерна, на критическое восприятие слов кумира не настроены. Так что его высказывания зачастую воспринимаются как истина в последней инстанции.

Хотя тезисы Алишера разбиваются чрезвычайно легко. К примеру, американцы ежегодно отмечают День Независимости 4 июля, в память о принятии Декларации о независимости в 1776 году. Странные эти люди американцы — отмечают событие, происшедшее без малого 250 лет тому назад. Наверное, нечем больше гордиться Соединенным Штатам.

Или, скажем, Франция, отмечающая День взятия Бастилии. Там и событие, с исторической точки зрения довольно спорное, и произошло оно тоже в конце XVIII века. Тем не менее миллионы французов отмечают данный праздник и не считают, что на ежегодные торжества тратится слишком много денег. Получается, и Франции больше двух веков нечем гордиться? Так и застыли они в 1789 году?

Разумеется, и у французов, и у американцев есть поводы для гордости значительно свежее. Но память о событиях, которые они отмечают ежегодно, является важнейшей частью национального самосознания. Как и День Победы для советских людей, а теперь и для россиян.

Собчак — свиная обслуга. Так было бы, если бы мы проиграли

Разница между Второй Мировой войной и Великой Отечественной войной не только во временных отрезках. Война, которую гитлеровцы вели на Западе, не соразмерна той, которую они вели на Востоке.

То, что происходило во Франции, в Нидерландах, в Бельгии можно назвать классическим военным конфликтом. Третий Рейх не ставил под сомнение право французов и бельгийцев на существование.

Вступая на территорию Советского Союза, гитлеровские армии намеревались отнять жизненное пространство у народов, заранее объявленных представителями «низшей расы». Поэтому война изначально носила истребительный характер, направленный на уничтожение не только советских частей, но и мирных жителей. Из 27 миллионов погибших советских людей большинство составляют те, кто не держал в руках оружия. Женщин, стариков, детей морили голодом, убивали при помощи бомбардировок и артобстрелов, сжигали живьем в сотнях деревень...

Тем, кого после своей победы гитлеровцы намеревались оставить в живых, предназначалась роль рабов, обслуги при господах. Простой счет, умение писать и никакой культуры — такими немцы видели будущее завоеванных народов на захваченной ими земле.

Численность рабов планировалось регулировать, дабы она не росла настолько, чтобы это снова могло угрожать господам.

Так что с высокой долей вероятности можно предположить, что при другом исходе войны на белом свете не было бы ни Ксении Собчак, ни Моргенштерна. В самом лучшем для себя случае Ксения Анатольевна могла бы претендовать на роль обслуживающего персонала для «истинных арийцев». А Алишер Тагирович трудился бы где-нибудь на добывающем предприятии до полного истощения физических сил.

Именно таким вожди Третьего Рейха видели будущее, и оно, вне всяких сомнений, наступило бы, если бы не стойкость и мужество бойцов и командиров Красной Армии.

«Герой, перешедший на сторону немцев»: как в школах воспитывают патриотов?

Великая Отечественная война была для советского народа схваткой за право на жизнь, и это вовсе не пафосное преувеличение, а объективная реальность. 

Проблема, однако, в том, что донести до современной молодежи эту нехитрую мысль зачастую не удается. Заблудившись в 1990-х в развенчании всего советского, российские власти до сих пор не могут выработать эффективного подхода к вопросу патриотического воспитания молодежи.

Попытки в новых фильмах о войне переписать советских героев под современные идеологические требования приводят к созданию продукта, от которого веет фальшью. Это, скорее, наносит ущерб делу воспитания молодых патриотов, нежели помогает ему.

Но дело не только в массовом продукте. Самая настоящая дикость творится там, где работа должна быть отстроена идеально. Вот, к примеру, о каких реалиях осени 2021 года в одной из российских школ написала в соцсети историк Ксения Сак: «„Назовите героя битвы за Москву, который впоследствии попал в плен и добровольно перешел на сторону немцев?“» Это один из вопросов школьной викторины о битве за Москву, которую моя первоклашка должна была пройти на выходных. Помимо ответа на этот вопрос, она должна была узнать дату контрнаступления и название операции вермахта, а также что планировалось устроить на месте Москвы после ее уничтожения „в качестве напоминания о немецком триумфе“, имя командующего немецкой группой армий „Центр“ и прозвище Гудериана за успешные танковые операции (правильный ответ — Быстроходный Хайнц)... Спасибо, есть вопрос про Г. К. Жукова, правда, в самом вопроснике его имя не названо (как и имена других советских генералов),в отличие от Гудериана и Йодля. Вопрос, в котором упоминается Йодль, звучит так: „Что немецкий генерал Йодль назвал „стратегическим оружием русских“? Конечно, валенки — наша главная стратегия. Чем, как ни валенками, Красная Армия могла остановить наступление танков Быстроходного Хайнца? Есть, правда, вопросы про „Катюш“, с уточнением о том, что немцы называли их „пушками смерти“. При этом про потери спрашивается почему-то только с советской стороны. Потом идут сразу два практически одинаковых формальных вопроса про парад 7 ноября 1941 г. Из викторины в итоге школьники должны были узнать имена трех немецких генералов, и двух русских — Жукова и Власова... В викторине ни разу и ни в каком виде не упоминается нацизм, а все, что относится к вермахту, названо нейтральным „немецким“. Слово „герой“ прозвучало только по отношению к Власову. И на десерт вопрос, можно сказать, на злобу дня, он хорош своим современным звучанием: „С какой целью распоряжениями райисполкомов в Москве переселяли людей из их квартир?“»

Когда тема была поднята, то руководство этой замечательной школы огорчила, судя по всему, огласка, а не то, что викторина о битве за Москву с таким наполнением вообще стала возможной.

Поэтому можно сколько угодно возмущаться Собчак, Моргенштерном и прочими проповедниками подобных идей, но надо признать, что их нехитрая тактика работает. А вот те, кому дорога Победа, просто и ясно донести мысли до юных не могут. И это прямая дорога к историческому поражению.

Опять мы отходим, товарищ, 
Опять проиграли мы бой,
Кровавое солнце позора 
Заходит у нас за спиной...