«Мне бы морду почуднее». Странные мечты «королевы эпизода» Нины Агаповой

Нины Агаповой, «К Черному морю», 1957 г. © / Кадр из фильма

Смотрительница музея в «Стариках-разбойниках», продавщица в меховом магазине в «Зигзаге удачи», парикмахер Зинуля в комедии «По семейным обстоятельствам»  все это роли Нины Агаповой. Нельзя сказать, что ей повезло играть главных героинь в кино. Чаще ей доставались лишь эпизоды. Но даже крохотную роль актриса играла так, что её сцена становилась одной из самых ярких в картине. Недаром артистку прозвали «королева эпизода». 30 мая актриса отмечает 95-летие.

   
   

Мужа оставила при себе

Нина Фёдоровна сыграла в двух сотнях картин. Сниматься начала в 24. В последний раз на экране появилась, когда ей было под 80, сыграв небольшие роли в телесериале «Звезда эпохи» и комедии «Испанский вояж Степаныча».

В одном интервью Агапова сказала: «Эх, мне бы морду почуднее, я бы сыграла намного больше». Ведь, как говорят актёры, внешность в кино  это судьба. А её внешность была слишком интеллигентной, на яркие характерные роли она не тянула. А на лирических героинь брали не интеллигенток, а красавиц. 

Хотя, по признанию артистки, она никогда и не стремилась правдами и неправдами стать знаменитой. Главным для Агаповой в жизни всегда была семья, а вовсе не карьера. Всю жизнь она была опорой и поддержкой мужу  знаменитому оператору «Мосфильма» Сергею Полуянову, с которым они прожили 30 лет. Познакомились девушка — участница знаменитого хора Петра Яркова, давшего 500 выступлений перед солдатами в Великую Отечественную, и крымский перенёк, работавший на фронте военным фотографом, на вступительных экзаменах во ВГИК. Роман Агаповой и Полуянова начался с первого курса и продолжался все 4 года учёбы. Когда накануне вручения дипломов выяснилось, что её отправляют работать в Театр киноактера в Москве, а его  в Ленинград на «Ленфильм», девушка взяла любимого за руку и отвела в ЗАГС. Потом со свидетельством о браке они отправились в Комитет по кинематографии с просьбой: не разлучайте мужа и жену. В итоге Полуянову нашли место на студии научно-популярных фильмов, а потом взяли оператором на «Мосфильм». И практически сразу он начал работать с легендарными режиссёрами. Именно Полуянов снял лучшие фильмы — «Иван Васильевич меняет профессию», «Двенадцать стульев», «Спортлото-82».

31 декабря 1953 года у Агаповой и Полуянова родился сын Александр. Но в декрете актриса побыла  недолго, доверив ребёнка бабушке, начала сниматься  с деньгами в то время в их семье  было всё более чем скромно. 

Нина Агапова, «12 стульев», 1971 г. Кадр из фильма

Замолвить словечко

Агапова любит приводить в своих интервью знаменитую фразу Фаины Раневской: «Сниматься в эпизоде  всё равно что плавать брассом в унитазе». Так и есть. Развернуться негде, а усилий приложить нужно массу». В картине «Двенадцать стульев» Агапова, солистка театра «Колумб», чтобы спеть на французском языке «Шумел камыш», брала уроки произношения у Ольги Алексеевой, внучки Константина Станиславского и правнучки Льва Толстого.

После такого яркого эпизода Нину Фёдоровну часто спрашивали: почему больше не играете у Гайдая? Неужели муж не может похлопотать за жену?  

   
   

«Полуянов и замолвить за жену словечко — понятия несовместимые,  говорила Агапова. — Да я и сама бы своего любимого Серёжку ни о чем подобном не попросила бы».

Работу в «Двенадцати стульях», несмотря на шумный успех комедии, Нина Фёдоровна вспоминала с содроганием. Дело в том, что во время съемок Полуянову стало плохо. Только на этапе монтажа она уговорила мужа обратиться к врачу. Медики сказали, что у него диафрагмальная грыжа, назначили специальную гимнастику. А потом выяснилось, что у операторв случился инфаркт, и прыжки, прописанные докторами, только усугубили положение вещей, к тому же начался двухсторонний отек легких. Лучшие врачи, которых срочно нашла Агапова, сказали, что с таким поражением важнейших органов мужчина не жилец.

Потом эти же самые врачи глазам своим не могли поверить: Полуянов не только выкарабкался, но и сумел вернуться к работе на «Мосфильме». Заслуга в этом целиком и полностью его жены. Все годы после инфаркта у мужа до его смерти  а это заняло промежуток в 13 лет  Агапова описывает как жизнь на пороховой бочке. Она боялась каждого телефонного звонка с сообщением, что супругу опять стало плохо, постоянно следила за здоровьем любимого человека. 

Нина Агапова, «Зигзаг удачи», 1968 г. Кадр из фильма

Сыну угрожали расправой

Умер Полуянов очень тихо. Ему было всего 59. Чтобы не дать себе утонуть в горе, Агапова все свои силы бросила на заботе о матери, которая уже давно жила с ними, и на помощь сыну. Александр, как и отец, стал оператором, увлекся документалистикой. В 1990-е, когда кино практически перестало сниматься, начал заниматься бизнесом, но прогорел, влез в дикие долги. Кредиторы сначала требовали денег назад у самого Александра, потом стали угрожать расправой его сыну Сереже, названного в честь знаменитого дедушки. 

Семья была вынуждена продать свою квартиру, но и этого не хватило на выплату долгов. Сын Агаповой метался, пробуя заработать хоть что-то, сама Нина Фёдоровна тоже никак не могла помочь любимому Сашеньке  в 1996 году она снялась всего в одной крохотной роли в «Любить по-русски-2». В итоге Александр 28 декабря 1996 года свел счеты с жизнью, не дожив несколько дней до своего 40-летия.

Сегодня Нина Фёдоровна живет очень скромной, затворнической жизнь. Самые счастливые мгновения  когда приезжает внук Сережа. Он ушел из профессии ландшафтного дизайнера, окончил операторские курсы и снимает рекламные ролики. Бывают их встречи нечасто  живет Сергей не в Москве. Ну а встречи с внучкой для актрисы и вовсе сейчас недоступны  девушка живёт в Австралии, поэтому они только созваниваются.