15 июня — день рождения у прекрасного актера и душевнейшего человека Михаила Державина. В этом году ему исполнилось бы 85 лет. И хотя его уже больше трех лет нет с нами, его помнят и любят миллионы зрителей. Михаил Михайлович был другом «Аргументов и фактов» и не раз рассказывал нам о своей наполненной яркими красками жизни. Самые интересные истории мы вспомнили сейчас.
Заядлый рыбак и дачник
Дни рождения Михаил Михайлович предпочитал проводить на даче. Он вообще очень любил природу и, как и его лучший друг Александр Ширвиндт, был заядлым рыбаком. Кстати, как раз на даче он и научился рыбу ловить.
— Когда-то мои папа и мама снимали дачный домик на летний период на реке Пахре у бывшего мельника, - рассказывал Михаил Михайлович. — А в том самом месте когда-то располагался охотничий домик графа Шереметьева. У нас в театре Вахтангова служила народная артистка СССР Цецилия Мансурова. Она была супругой одного из сыновей графа Шереметьева, он, в отличие от других родственников, не уехал за границу во время революции. Он-то ей и рассказал про это место. Цецилия Мансурова посоветовала руководству театра присмотреться к старым постройкам на Пахре: место чудесное, там можно было оборудовать прекрасный дом отдыха для всех, кто служил в театре. Так и сделали. Для взрослых устроили дом отдыха, а для детей — пионерский лагерь. Вокруг в деревнях и селах жили обычные люди, к которым мы, мальчишки, частенько бегали в гости. Именно они научили меня собирать грибы и ловить рыбу. С тех пор я обожаю рыбачить.
Домашних у меня огромное количество, мы стараемся всегда встречаться либо до, либо после 15 июня, потому что мне в связи со здоровьем врачи запретили застолья. Поэтому в один из дней мы отметим мое 80-летие в тихой спокойной обстановке. Мы приедем на дачу, прибегут все наши животные, придут соседи, поздравят, споют смешные куплеты, вручат цветы.
А в детстве мы отмечали не только дни рождения, но и многие другие праздники, например, Новый год - в нашей маленькой квартирке в «вахтанговском» доме, который примыкает к театральному институту им. Щукина. Мы дружили подъездами, дворами и на праздники переходили из квартиры в квартиру, и друг друга поздравляли. Под Новый год все брались за пироги и угощали ими соседей. Из всех квартир доносились чудесные запахи, потому что все пекли на противнях большие пирожки (не маленькие, а такие листы, которые потом нарезали), все работники Театра Вахтангова ходили по квартирам и обменивались своими пирожками. Я же вырос в такое полуголодное время, поэтому безумно радовался приготовленным мамой и соседями домашним пирожкам. А шоколадка уже была настоящей наградой.
Хлопали гипсом
Михаил Михайлович очень любил новогодние праздники не только за чудесный новогодний дух, но и потому, что первое его выступление перед публикой состоялось как раз на Новый год.
— В 1941 году мы с папой поехали в эвакуацию в Омск, — рассказывал Михаил Державин. — А папочка мой тогда служил ведущим театра Вахтангова. Там Театр выступал перед ранеными. Как-то меня тоже взяли в госпиталь. Это как раз было под Новый, 1942-й год. Вышел ведущий и объявил: «А сейчас вас приветствует Михаил Державин». Все раненые решили, что сейчас выйдет мой папа. Но вдруг вышел я, малыш 5-летний. А за импровизированными кулисами меня подготовили, нарядили в костюм Кутузова. Я прочитал текст, который выучил, помню, строчка там была: «Победа будет за нами!» После этих слов мне начали аплодировать. Раненые, у которых были руки забинтованы, топали ногами или хлопали гипсом по коленке. Я имел тогда дикий успех. Так что Новый год для меня — это особенный праздник, наверно, даже в детстве я его любил больше дня рождения. Хотя и дни рождения мы старались отмечать весело, ярко.
Сейчас вот для меня это совершенно домашний спокойный праздник. Хотя был один раз, когда я его чуть не пропустил. Накануне я был на гастролях, взял билет на самолет с расчетом, чтобы прилететь как раз к застолью. А дома уже все было накрыто, собрались родные, друзья, ждали только меня. Я сел в самолет и вдруг слышу, объявляют: «Наш рейс задерживается». Я начал сильно нервничать, ведь даже не выйти из самолета, не позвонить родным, не сказать, что буду позже.
Я переживал, что подвожу людей. Подошел к стюардессе, рассказал, что вот так и так, у меня день рождения, люди очень ждут, спросил: «Когда же мы сможем взлететь?» Расстроенный, пошел на свое место, и вдруг одна из стюардесс взяла микрофон и говорит: «Неполадки устранены, вскоре мы взлетаем, а пока, пользуясь случаем, хотим поздравить с Днем рождения актера Михаила Державина». Весь самолет начал аплодировать, я встал, раскланялся, а самолет вскоре доставил меня домой. Я успел. Гости дождались меня, не разошлись по домам.
С ним невозможно поссориться
У Михаила Михайловича Державина было одно отличие, которым он выделялся среди любой толпы — он всегда улыбался, всегда был в хорошем настроении. «С ним невозможно поссориться!» — сетовал на друга Александр Ширвиндт. Как-то Михаил Державин поделился с «АиФ» рецептом счастливой жизни.
— Если уж вы попали в историю под названием «Жизнь», родились в городе, в деревне, на другом конце планеты, для всех вас, людей, которых я знаю и не знаю и которые еще будут жить на свете после меня, очень важно, чтобы солнце светило на небосклоне и чтобы не было нарушено то, что задумано свыше, — был уверен Михаил Державин. — А свыше задумано было создать в этом мире много великих людей, много умных людей, много хороших людей, и даже сказочных персонажей, вообще очень много хорошего задумано свыше. Это и есть счастье! И самое главное, чтобы хорошее всегда перевешивало плохое. Для меня лично счастье состоит из миллиона маленьких событий, маленьких песчинок. И если бы я был руководителем какого-то отделения, которое занималось бы осчастливливанием людей в мире, я бы старался помочь людям в обретении настоящего счастья, это: крепкая семья, здоровое общество, в котором мы живем, искренние, уважительные отношения мужчины и женщины, любовь детей к родителям и родителей к детям.