Жареный петух
Сергей Грачев, «АиФ.Здоровье»: Михаил Сергеевич, до определенного возраста среднестатистический российский мужчина, если у него нет серьезных хронических заболеваний, о своем здоровье практически не заботится, а то и вовсе живет так, будто сознательно пытается себе навредить. Помните ли вы тот момент, когда вдруг поняли, что надо срочно менять образ жизни – заканчивать с пьянками, гулянками, недосыпами и заняться здоровьем?
– До определенного возраста я, можно сказать, действительно сам себя убивал. Но сколько веревочке ни виться – концу быть. Первые серьезные проблемы со здоровьем случились после того, как я, по сути, сглазил сам себя. И Бог меня за это наказал.
– Это как?
– Однажды в каком-то загульном порыве я вдруг сказал: «Я здоров, как бык! Меня не пробьешь!» Товарищи мне тогда ответили: «Ну ты же столько водки, пива хлещешь! Столько куришь! Не спишь, мотаешься по стране, снимаешься, как проклятый!» Я тогда только отмахнулся, посмеялся. И вот буквально через пару дней меня скрутило не на шутку. Причем так скрутило, что я едва выжил. Странно, парадоксально получается, но чем раньше ты ощутишь проблемы со здоровьем – тем здоровее будешь.
– Звучит действительно несколько парадоксально и нелогично…
– Ну, понимаете, русский человек, а тем более русский мужик, не пошевелится, не озаботится, пока его жареный петух в одно место не клюнет. Менталитет такой! И только после серьезных проблем со здоровьем человек начинает понимать, что он не железный, что он не бык, а такой же смертный, как все. Понимает, что нужно более бережно относиться к своему здоровью, чтобы продолжать жить примерно так, как ему нравится.
– А что значит «жить примерно так, как нравится»?
– Хотя бы не злоупотреблять тем, от чего ты привык получать удовольствие. Нужно во всем знать меру! И я даже не про алкоголь сейчас говорю! Хотя бы в том же питании надо как-то себя контролировать. В плане контроля еды мне в некотором смысле повезло. Если мне порекомендуют утром, днем и вечером есть овсяную кашу, я не сойду с ума. Каша – так каша. Я в этом смысле особо непривередлив. Ну а сладкое я вообще не ем. Не люблю просто.
Молодиться – глупость
– В каком именно возрасте вы ощутили серьезные проблемы со здоровьем?
– Мне было где-то 35 лет. Тогда я себя сглазил. С тех пор я наработал довольно серьезный стаж хождения по больницам, по врачам. Это помешало и работе, и просто по жизни доставило массу неудобств, мягко скажем. Я достаточно серьезно побаливал в свое время, да и сейчас не совсем здоров, но это заставляет меня регулярно анализировать то, что я творю с собой. А вообще при желании организм человека может перестроиться как угодно и приспособиться под самые непривычные, но полезные для него вещи.
– Вы сейчас, по сути, говорите о необходимости вести здоровый образ жизни. В теории это все знают и понимают. А как на практике заставить изменить себя, свой образ жизни? Что мешает?
– Мешает страх, страх и только страх! Нужно раз и навсегда для себя понять: жизнь скоротечна, хрупка, и укорачивать ее себе искусственно – это по крайней мере неэтично, аморально и непрактично в конце концов. Да, я понимаю, кто-то хочет жить на полную катушку, ни в чем себе не отказывая. Но это чревато серьезными последствиями. Если ты хочешь увидеть своих детей во взрослой жизни, хочешь понянчиться с внуками – делай выбор. А выбор несложный. Если ты разумный человек, то здравый смысл всегда перевесит. Начинаешь думать не только о себе, но и о близких, о том, чтобы успеть сделать в этой короткой жизни как можно больше.
– Вы выглядите довольно поджарым, даже спортивным. Спорт в вашей жизни каким-то образом присутствует?
– Никаким! Это как с застольными сценами в кино: все аппетитно что-то едят, а на самом деле хлеб жуют пятый дубль. Всего-навсего картинка для кадра. Я могу производить впечатление спортивного человека, если надо. Но не более того. Пока у меня это получается, но уже не так, как раньше. Да и в моем возрасте это уже особо и не требуется. Молодиться – это вообще полнейшая глупость. Не нужно подкрашивать желтые листья в зеленый цвет. Старость – великая штука на самом деле… Умная и толковая.
Особая закваска
– Вы не скрываете, что злоупотребляли алкоголем, но смогли решить для себя эту проблему. А бросить курить вы пытались?
– Пытался, конечно! Вот мы сейчас с вами разговариваем, и, естественно, я курю. Ну не могу я давать интервью без сигареты! Это исключено! Но я курю уже 50 лет. Все понимаю, но бросить не могу. Врачи по этому поводу мне говорят: «Вы умный, взрослый мужчина. Сами знаете, какой вред себе наносите, но говорить с вами по этому поводу бесполезно уже. Хотите, чтобы было хуже, – продолжайте курить дальше». Я мечтаю уже даже не бросить курить, а хотя бы сократить количество выкуриваемых сигарет до десяти штук в день. Для меня это был бы идеальный, оптимальный вариант. Выкуривать две с половиной пачки в день, как я это делаю сейчас, это перебор.
– По вашим наблюдениям, отношение к здоровью у людей вашего поколения и поколения ваших детей – скажем, Лизы и ее супруга Максима Матвеева – как-то отличается?
– Разумеется! Тут даже нельзя сравнивать! Например, для Лизы и Максима здоровый образ жизни – это не мода, не преодоление себя. Для них это абсолютно естественно. Это норма для них. Мне это очень нравится, хотя сам я практически большую часть жизни придерживался абсолютно наплевательского отношения к своему здоровью.
– Странно получается: с одной стороны, в Советском Союзе очень пропагандировали спорт. С другой – жизнь была нелегкой: людям было не до спорта. Много и пили, и курили, и ели черт знает что. Однако довольно много долгожителей среди советского поколения. Чем это объяснить?
– Сложно сказать… Но, действительно, блокадники, фронтовики – они прожили долгие жизни, а некоторые здравствуют и сейчас. У них какая-то особая закваска. Тут и психологические моменты играют свою роль, и физиологические тоже… Люди недоедали, постоянно ограничивали себя во всем. И это дало свои плоды. У меня есть достаточное количество друзей, которым за 80, и они чувствуют себя прекрасно. Но есть и другая сторона вопроса… Наше поколение, вырвавшись из оков нищеты, накинулось на всякую алкогольную бормотуху, гадкие, отвратительные, убийственные сигареты. Этой гадостью была отравлена значительная часть молодежи. За все в жизни приходится платить – особенно здоровьем. Никуда от этого не денешься! Твой юношеский образ жизни обязательно откликнется в жизни зрелой.