«Меня называли «пустоголовый блондин». Звездная дорога Дольфа Лундгрена

Дольф Лундгрен. © / www.globallookpress.com

Огромный накачанный блондин в боксерских со зверским лицом смотрел на зрителей. Даже крепкие духом мужчины начинали ерзать по креслу, а дам от ужаса неудержимо тянуло в туалет. Советский посланец мира Катя Лычева, во время поездки в США увидев по телевизору «фильм о советском боксере», долго плакала и поделилась своими переживаниями в «Пионерской правде».

   
   

«Предтеча» Валуева

Задолго до появления чемпиона мира в супертяжелом весе Николая Валуева весь мир знал, что русский боксер должен выглядеть именно так, и никак иначе. Капитан Советской Армии Иван Драго, отправивший в смертельный нокаут Аполло Крида и зверски избивший Рокки Бальбоа (но по воле сценаристов ему проигравший) навсегда вошел в историю кино и в народный фольклор как США, так и России.

О человеке, так достоверно сыгравшем «советскую машину убийства» в фильме «Рокки 4», мало что знали не только в Советском Союзе, но и Америке. Собственно, Ханс Лундгрен, более известный как Дольф Лундгрен, проснулся знаменитым после выхода на экраны фильма.

И мало кто догадывался, что за внешностью громилы скрывается незаурядный человек, несколько раз круто менявший свою жизнь.

Хилый мальчик из шведского предместья

3 ноября 1957 года в пригороде Стокгольма Спанге, в семье Карла и Бригитты Лундгрен, родился первенец, которого назвали Хансом.

Карл Лундгрен работал экономистом при шведском правительстве, но доходы семьи были не самыми высокими, что чрезвычайно раздражало отца.

   
   

Срывал злость Карл на жене и сыне, не ограничиваясь только словами, а порой и пуская в ход кулаки.

Об отпоре не шло и речи — Ханс рос хилым и робким. «В детстве был очень спокойным, тихим и болезненным, постоянно страдал от аллергии. Пока мои одноклассники ходили по спортклубам и дискотекам, я сидел за учебниками или играл на тромбоне в школьном оркестре. Из-за постоянно плохого самочувствия был очень не уверен в себе», — вспоминал Дольф, уже ставший звездой.

Фото: www.globallookpress.com

Больше, чем подзатыльники и пинки, мальчика раздражало отцовское слово «неудачник», которое тот регулярно адресовал сыну.

«Будучи ребёнком, я во многом походил на него: был очень упрямым, а он этого терпеть не мог», — говорит актер об отце.

Путь чемпиона

В 12 лет Ханс, обожавший чтение, прочел книгу о каратэ и решил, что именно это единоборство поможет ему измениться.

Лундгрен тренировался, как одержимый, хотя честно признавался, что не знает, как ему удавалось выдерживать нагрузки. Стиль кёкусинкай — один из самых жестких в каратэ, слабым телом и духом тут не место.

Но Ханс оказался крепким орешком — охотно проводил бой за боем, и вскоре стало ясно, что у него настоящий талант бойца.

«Я даже начал искать приключений на улицах окраинных кварталов Стокгольма. Доски и кирпичи колол сотнями, — смеется Дольф, вспоминая юность, — Мои родители решили, что я просто сошел с ума».

В 1977 году Ханс Лундгрен становится чемпионом Швеции, и три года никому не отдает этот титул. В 1979 году он становится участником чемпионата мира, и в 3-м круге выходит против фаворита — японца Макото Накамуры.

Зрители в шоке — никому неизвестный шведский боец сражается на равных против признанного мастера, более того, начинает у него выигрывать. Потерявший самообладание японец применяет запрещенные приемы, но Лундгрен продолжает драться. Назначается дополнительный раунд, затем еще один, после чего судьи отдают победу Накамуре. Свидетели боя до сих пор считают, что шведа тогда просто обокрали.

Фото: www.globallookpress.com

Почти что доктор наук

В 1980 и 1981 годах Ханс Лундгрен дважды выиграл Открытый чемпионат Великобритании, в котором участвовали лучшие европейские мастера. Это стало высшей точкой в его спортивной карьере.

Спорт, однако, не мешал Хансу получать образование. Закончив школу, он поступил в Стокгольмский Королевский Технологический Институт на химический факультет, подрабатывая вышибалой в ночных клубах. Студент ростом 198 см и весом 109 кг с пьянчужками и драчунами справлялся легко.

Фото: www.globallookpress.com

Ханс успел отслужить срочную службу в шведской армии, в 1-м полку морской пехоты, где осваивал воинскую специальность подводного диверсанта.

Химия, однако, интересовала его больше, чем война. Получив диплом бакалавра химического машиностроения в Стокгольме, он едет в Сиднейский университет, где проходит магистратуру. Вместе с дипломом магистра Ханс получает приглашение в лучший вуз мира — Массачусетский технологический институт (MIT). Лундгрена включили в «программу Фулбрайта» для перспективных ученых, и впереди маячит степень доктора наук, но... 

В Голливуд — через постель

Во время учебы в Сиднее Ханс продолжал выступать на турнирах и подрабатывать вышибалой. В город с концертами приехала звездная американская певица Грейс Джонс.

Красавец-скандинав сразил ее наповал. Она хотела во чтобы то ни стало забрать Ханса с собой в Америку. Лундгрен был не против — ведь его в США ждала степень доктора наук. Но разгоревшийся страстный роман с Грейс изменил его планы на будущее.

В США он приехал уже в качестве телохранителя певицы, хотя некоторое время еще колебался. А затем решил, что попробует себя в шоу-бизнесе.

Сначала Ханс попытался стать моделью, но ему объявили, что он для этого «слишком высок и мускулист». Грейс познакомила его со многими деятелями кино и музыки в США, он стал посещать актерские курсы, но поначалу предложений не было.

В 1985 году Грейс Джонс, снимавшаяся в 14-м фильме бондианы «Вид на убийство», уговорила режиссера взять Лундгрена на роль телохранителя главы советской разведки генерала Гоголя.

«Я буквально жил в зале»

Свое настоящее имя Лундгрен сменил на псевдоним Дольф, что вышло боком ему на Родине. «Все газеты потом трубили, что я отказывался говорить по-шведски, изъясняясь на английском с американским акцентом, что я заносчив, высокомерен, что вместо родного имени Ханс взял псевдоним Дольф. Журналисты не поняли, что я был слишком молод для такого успеха, что у меня закружилась голова, и с тех пор меня недолюбливают и фильмы с моим участием демонстрируют неохотно. Меня вся пресса Швеции начала величать не иначе как «пустоголовый блондин», — с грустью признается актер.

Но началось это все не после «Вида на убийство», а после роли, которая стала для Лундгрена судьбоносной.

В это трудно сейчас поверить, но Сильвестр Сталлоне поначалу хотел видеть другого Драго. «Когда я в первый раз пришел к Сталлоне, он сказал, что ему нужен человек потяжелее и помускулистее. Я стал усиленно набирать вес, и переключился на бодибилдинг, которым до этого не занимался никогда... Я буквально жил в зале, доведя свой вес до 115 кг... Через два месяца я получил роль», — вспоминает Дольф.

Как Иван Драго одолел Рокки

Если в «Рокки 4» вы болели за Ивана Драго, то вам будет приятно знать, что на самом деле он победил. «Когда мы начали отрабатывать сцены поединков, Сталлоне сказал мне, чтобы я бил всерьез, иначе на экране будет видно, что мы подыгрываем друг другу. Хоть Слай и понимает в боксе, после первого же съемочного дня он оказался в больнице с двумя сломанными ребрами и множеством синяков. Конечно же, все это я сделал не со зла», — признается Лундгрен.

Сталлоне не жаловался — хотел реализма, получай его в полной мере.

Когда до выхода «Рокки 4» на экраны оставалась неделя, Сталлоне сказал своему партнеру: «Запомни мои слова. Сейчас тебя не знает никто, а через неделю ты будешь звездой».

Так оно и случилось. Дольф Лундгрен встал в один ряд с признанными героями боевиков. Карьера в Голливуде начинала набирать обороты, вот только сам актер был не очень ей доволен.

«Драка» в Каннах

Режиссеры предлагали ему роли все того же крутого «качка», порой, правда, не отрицательного, а положительного героя, а Лундгрену хотелось проявить себя в драматическом амплуа. Человеку с его интеллектом было просто тесно в предлагаемых рамках.

Но Лундгрена продолжали эксплуатировать все той же ипостаси — и в «Красном скорпионе», и в «Универсальном солдате», где его партнером стал Жан-Клод Ван Дамм.

На премьере картины в Каннах они едва не подрались, к восторгу журналистов. Но потом оказалось, что это был лишь рекламный трюк. Лундгрен говорил, что настоящая драка закончилась бы для Ван Дамма плачевно. В это легко поверить, учитывая, что бельгиец катастрофически уступает шведу по своим физическим параметрам.

В 1994 году на экраны вышел фильм «Смертельный пентатлон: Пятиборье со смертью», где Лундгрен сыграл спортсмена-пятиборца. Ради достоверности он готовился к съемкам, тренируясь с настоящими американскими пятиборцами, и в 1996 году стал капитаном сборной США по этому виду спорта на Олимпиаде-1996. Сам актер в соревнованиях участия не принимал, он выступал в качестве «лица» команды и решал организационные вопросы.

Неудержимый

Во второй половине 1990-х — начале 2000-х Лундгрен много снимался, все еще пытаясь доказать, что умеет играть иначе, но усилия его не оценили. Более того, критики писали, что его новые картины куда хуже тех, что принесли успех. Дольф пробовал себя и в амплуа режиссера, и в роли продюсера, но вернуться на вершину удалось благодаря «хорошо забытому старому».

В 2009 году режиссер Джон Хайамс заставил тряхнуть стариной Лундгрена и Ван Дамма, сняв картину «Универсальный солдат: Возрождение». Фильм вышел на экраны в 2010 году, и имел успех. В том же году вышли «Неудержимые» — боевик, в который Сильвестр Сталлоне собрал всех ветеранов жанра, до которых смог дотянуться. Естественно, что без старого друга Лундгрена дело не обошлось. Чуть ли не впервые Дольф сыграл шведа — наемника Гуннара Йенсена.

Джейсон Стейтем, Сильвестр Сталлоне, Дольф Лундгрен. Фото: www.globallookpress.com

Затея Сталлоне оказалась одним из самых удачных кинопроектов десятилетия, и Дольф Лундгрен снялся во всех четырех частях киносаги. Критики воротят от нее нос, а зрители смотрят с удовольствием, принося создателям солидную прибыль.

Иногда актера спрашивают, что он будет делать, когда уже не сможет бегать с пулеметом наперевес?

В одном из своих интервью, актер, которому к 60 годам так и не удалось далеко уйти от амплуа, которое сделало его знаменитым, сказал: «Может быть, я не буду делать сальто в 82. Может быть, не буду прыгать с движущихся поездов, бегать без рубашки и строчить из пулемета. Но если я смогу делать фильмы, в любом качестве, то буду счастлив».