Майя Плисецкая: «После «Лебединого озера» я была просто вывернута наизнанку

Ломка канонов и создание своего собственного - «плисецкого» - стиля, которому сегодня пытаются подражать танцовщицы во всём мире. Всё это - она, легенда. Майя Плисецкая

   
   

«Всю жизнь борюсь»

Так она скажет потом про себя. Боролась за всё - за партии в спектаклях, за право быть самой собой. За жизнь, в конце концов... Ей было всего 12, когда в кошмарном для всей страны 1938 году арестовали её отца. Михаила Плисецкого расстреляли. Мать Майи - актрису немого кино Рахиль Мессерер - тоже арестовали, вместе с младшим сыном долго держали в Бутырской тюрьме, а затем депортировали в лагерь для жён «врагов народа». Майю, осиротевшую, готовили к отправке в спецдетский дом... Но её удочерила тётя по материнской линии - солистка Большого театра, балерина Суламифь Мессерер.

Большой театр позже станет её жизнью. Одно только «Лебединое озеро» Плисецкая исполнила более 800 раз (с 1947 по 1977 год) - в разных постановках (в Большом театре - в трёх) и в разных странах. Майя Михайловна считает этот балет лакмусовой бумажкой для любой балерины. В «Лебедином», говорит она, никуда не спрячешься, все - как на ладони. Техника, драматический артистизм. «Лебединое» вполноги, вполдуши не станцуешь. Каждый раз после «Лебединого» она чувствовала себя опустошённой. «Я была просто вывернута наизнанку», - сказала Плисецкая «АиФ».

Как признаётся балерина, «Кармен-сюита» далась ей великой кровью. Балерине говорили: «Вы сделали женщину лёгкого поведения из героини испанского народа!», «Это не лицо Большого театра». А министр культуры Екатерина Фурцева в сердцах бросила: «Майя, прикройте ляжки!» И это притом, скептически замечает Плисецкая, что в классической пачке в «Лебедином озере» «ляжки открытые». «Сколько сил, жизни, сколько нервов было растрачено на защиту этого едва родившегося детища...» - говорит о «Кармен-сюите» Плисецкая.

Чтобы выбить разрешение исполнять на своём юбилейном вечере в Большом театре «Болеро» Мориса Бежара, Майя Плисецкая добралась до самого Брежнева. Партийные идеологи не хотели выпускать этот балет на сцену ГАБТа: «Полуголая женщина танцует на столе в окружении мужиков-ротозеев». Брежнев разрешил. Но плёнку с этим творческим вечером «смыли», и телезрители его не увидели. Как говорит Плисецкая, в «Болеро» так же, как и в «Кармен», присутствовало самое ужасное для советских чиновников  - секс. Саму же Плисецкую КГБ многие годы считал английской шпионкой и не выпускал на заграничные гастроли.

В 65 лет она покинула сцену. Но в день 70-летия дебютировала в специально для неё написанном номере знаменитого французского хореографа Мориса Бежара под названием «Аве Майя».

«Я - Майяман!»

Отношения балерины Майи Плисецкой и композитора Родиона Щедрина - это тот редчайший случай, когда два таланта не только прекрасно уживаются «в одной лодке», но и в течение десятков лет не позволяют этой лодке «разбиться о быт». Их браку уже 52 года! Впервые Щедрин Плисецкую не увидел, а услышал: муза Владимира Маяковского Лиля Брик дала ему послушать записанную на магнитофон «Золушку» Прокофьева, где Майя читала текст. Вскоре они познакомились лично. Плисецкая - рыжеволосая, зеленоглазая, с длинной шеей - уже тогда поразила его. А потом он увидел Майю в тренировочном классе на репетиции балета «Конёк-Горбунок». Она была в очень эффектном трико-купальнике - тогда таких ещё никто не носил. «Я, как теперь модно говорить, «запал» окончательно. Я был очень настойчивым - когда мужчине нравится женщина, его мало что может удержать. И Майя ответила мне взаимностью. Меня считают большим любителем балета. Но это не так. До сих пор балетоманом я себя назвать не могу. Я - Майяман», - признался «АиФ» Родион Щедрин.

   
   

В самом начале их отношений с Щедриным Плисецкая забеременела. Но сделала аборт. «В прошлое не всегда хочется заглядывать, потому что ничего не можешь скорректировать, - сказал «АиФ» Родион Щедрин. - Только себя растравлять. Балет предусматривает помимо всего прочего замечательное телосложение и отличную физическую форму. После родов с любой женщиной происходят изменения. Многие балерины потеряли свою профессию. Хочешь не хочешь, и Майя Михайловна пишет об этом в своей книге, надо было делать выбор».

Она до сих пор в прекраснейшей форме. Рецепт её молодости прост: «Когда надо похудеть, сижу не жрамши». У балерины, по её признанию, на теле нет ни одного живого места: «Я вся в шрамах». Однажды во время пируэта Плисецкая так ударилась пальцем о партнёра, что мизинец сломался и повис. «И вы дальше танцевали?» - спросил её корреспондент «АиФ». «Ну а как же ещё?» - ответила знаменитая балерина.

И  ЭТО  ВСЁ  О  НЕЙ

Морис БЕЖАР, хореограф:

- Плисецкая - бунтарка. Этим она меня всегда привлекала. Но в работе она невероятно организованный человек. Как-то Майя сказала: «В балете гораздо важнее голова, чем ноги и шея». Я согласен. Плисецкая фантастически образованна, у неё энциклопедические знания о музыке, литературе, живописи.

Владимир ВАСИЛЬЕВ, танцовщик:

- Сравнивать Майю Плисецкую с какой-либо балериной бессмысленно. Она первая и единственная. Талант Плисецкой обладал такой могучей, яркой и, казалось, разрушающей силой, что каждый, кто видел Майю и на сцене, и за кулисами, не мог не попасть во власть её стихии... 

Светлана ЗАХАРОВА, балерина:

- Майя Михайловна - ярчайший пример, что настоящий талант может победить систему. Она разрушала все препятствия, которые ей чинили. Все её достижения - только благодаря целеустрёмленности, таланту и сильному характеру, который никто не смог сломать.

Смотрите также: