50 лет назад в телепередаче «Терем-теремок. Сказка для взрослых» начал свое шествие по дороге успеха комический эстрадный дуэт: Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична.
— Слушай, Маврикиевна, у тебя склероза нету?
— Склероза? Нету. Есть немножко-немножко маразма.
— Маразма? Тебе идет.
Дебют бабушек на телевидении в начале 1971 года произвел фурор. Зрители завалили редакцию программы письмами, требовали новых встреч с очаровательными и язвительными старушками.
Сама программа «Терем-теремок», правда, просуществовала недолго. А вот без Маврикиевны и Никитичны уже не могли обойтись ни «Голубой огонек», ни сборный эстрадный концерт, ни юмористические передачи. Миниатюры для старушек писали лучшие авторы: Виктор Ардов, Григорий Горин, Аркадий Арканов, Александр Ширвиндт, Лион Измайлов, Аркадий Хайт. Дуэт с успехом гастролировал по Советскому Союзу, собирая стадионы и проводя в день (трудно поверить!) по 5-7 концертов. Артистов приглашали на закрытые приемы. Любила «бабок» и семья Брежнева.
Популярность зашкаливала: о них сочиняли анекдоты
Вероникой Маврикиевной Мезозойской был актер Вадим Тонков, Авдотьей Никитичной — его коллега Борис Владимиров. Соединили они свои творческие судьбы на эстраде только в 1971-м, но встретились во время войны в Центральном доме художественного воспитания детей при театре им. Вахтангова.
Поговаривали, что «Никитичной» Борис стал еще раньше, когда в 11 лет создал с друзьями арт-бригаду и выступал перед сеансами в кинотеатре «Ударник». Именно там он впервые надел очки в толстой оправе, надвинул на лоб старушечий платочек. И придумал странную манеру смеяться.
После школы Вадим и Борис отправились в ГИТИС получать актерскую профессию. Позже Борис перевелся к Юрию Завадскому на режиссерский. Затем создал эстрадный театр «Комсомольский патруль». И вскоре пригласил в коллектив Вадима.
Словом, судьбе было угодно, чтобы они много лет шли рука об руку. Какое-то время даже играли старушек на сцене — по отдельности, каждый сам по себе. Закадычными друзьями, правда, не стали. Слишком разные: Тонков — уравновешенный, спокойный, Владимиров — эмоциональный, даже взрывной. Первый создал семью еще студентом — раз и навсегда. Второй слыл любвеобильным, увлекающимся, официально женился дважды, любил выпить и погулять.
Но, как известно, противоположности притягиваются. Вот и Тонков с Владимировым прекрасно дополняли друг друга. Особенно на сцене — в образах ехидной, шамкающей, с оттопыренной губой Никитичны и интеллигентной до тошноты, сюсюкающей Маврикиевны.
Бабуськи подкалывали друг друга, смеялись сами и веселили зрителей. При этом они не облачались с головы до ног в женские наряды, выпячивая нужные части тела. Актеры выходили на сцену в мужских костюмах с галстуками, дополняя их только старомодными роговыми очками и платочками (у Тонкова еще были парик и шляпка). Остальную «работу» делали мимика, причмокивания и жесты...
Популярность «старушек» была столь высока, что народ стал сочинять про них анекдоты. Как про Чапаева, Штирлица и Брежнева. Зрители встречали их как родных или по крайней мере как соседок у подъезда, перемывающих косточки всем проходящим. Однако без платочков и очков актеры были почти неузнаваемы. Владимиров даже носил в паспорте фото в образе. На всякий случай. А Тонков в нужной ситуации «включал» неповторимый смех Вероники Маврикиевны.
О повышении цен на алкоголь шутить нельзя
— Какая разница между химическим составом воды и коньяка? — спрашивала Авдотья Никитична.
— Химический состав воды: аш два о, а вот формулу коньяка что-то не припоминаю, — отвечала Вероника Маврикиевна.
— Как была ты неуч, так и осталась. Вода — это ты правильно сказала — аж два о. А коньяк — аж восемь двенадцать!
Бабушки обсуждали насущные темы. Была в их миниатюрах социальная и политическая сатира. На удивление, многое им прощалось. Однако диалог о повышении цен на алкоголь редакторы все-таки вырезали. В советское время шутить на такие темы было нельзя.
К сожалению, не это стало причиной того, что спустя 11 лет после теледебюта дуэт Маврикиевны и Никитичны прекратил существование. Причины назывались разные. Но, похоже, главной была все-таки дружба Авдотьи Никитичны с зеленым змием, которая подтянула к себе другие.
Вероника Маврикиевна пробовала выступать одна, с другим партнером, по просьбе Авдотьи Никитичны даже взяла ее обратно в дуэт. Но ничего хорошего из этого не вышло. Второй раз актеры расстались уже навсегда. И после этого Борис Владимиров протянул совсем недолго. У него было пять инфарктов, а умер он от онкологии. В 56 лет. Никому не жаловался. Только боль заглушал водкой...
Вадим Тонков пережил коллегу-ровесника на 13 лет. Участвовал в радиопостановках, выпустил книгу «Маврикиевна — моя маска», писал песни и выступал с ними на концертах. Сочинил даже музыкальную заставку к передаче «Пока все дома». Но все-таки это была капля в творческом океане — он был полон сил, жаждал работать. Но... Видимо, время его уже ушло.
Спустя много лет идею дуэта старушек позаимствовали Сергей Чванов и Игорь Касилов, придумав «Новых русских бабок». Однако их юмор часто называли низкопробным, примитивным, пошлым. Да и до всеобщей любви зрителей им было очень далеко...