Марина Влади: отдам России свою личную жизнь

Марина Влади. 2009 год. © / www.russianlook.com

В последние годы Марина Влади избегает светских мероприятий - она очень долго не могла оправиться после смерти своего  третьего мужа, Леона Шварценберга, врача-онколога с мировым именем. Но актриса сразу приняла приглашение приехать на Фестиваль российского искусства в Канне, где ей вручили почётный знак «За выдающийся вклад в укрепление культурных связей между Россией и Францией». Она действительно сделала очень много для того, чтобы сблизить эти две страны, чтобы научить французов любить пьесы Чехова и открыть для них талант Владимира Высоцкого.

   
   
Французская актриса Марина Влади на IV Московском международном кинофестивале. 1965 год. Фото: РИА Новости/ Михаил Озерский

О Чехове

- Чехова я играла очень много. К примеру, «Три сестры» мы играли втроём с моими родными сёстрами - Татьяной и Милицей. Случай уникальный для театра. Это вообще был наш сон - играть эту пьесу. Естественно, мне хотелось сыграть Машу - потому что все бабы мечтают хотя бы примерить на себя роль любовницы. Но так как я была самая молодая - даже 30 лет не исполнилось, мне досталась Ирина. А Раневскую в «Вишнёвом саде» я играла примерно 300 раз! Один из самых моих любимых - спектакль А. Эфроса. И Володя там был чудесен. Он - Лопахин, я - Раневская. Он играл то, что не очень часто показывали на сцене, - любовь молодого мальчишки к женщине, которую он всю жизнь боготворил.

О Высоцком

Я, кстати, оценила Володю прежде всего именно как поэта и актёра. Это не была любовь к нему с первого взгляда как к мужчине. Думаю, что и меня как актрису он тоже уважал. Хотя я ему нравилась как женщина - я это чувствовала. Мы долго притирались друг к другу. Почти год оставались только друзьями - встречались в компаниях, общались. Постепенно интерес друг к другу перешёл в любовь. Конечно, временами жить с ним бывало трудно. Впрочем, такое случается у всех, будь ты шофёр или парикмахерша. Мужчина и женщина - разные биологические виды. Поэтому совместная жизнь - это большой труд и большая любовь.

Марина Влади и артист театра на Таганке Владимир Высоцкий (второй справа) в день празднования десятилетнего юбилея театра. 1974 год. Фото: РИА Новости/ Анатолий Гаранин

Володя был очень непритязателен в еде - что перед ним поставишь, то и ест. А вот в одежде был очень разборчив. Я ему привозила модные вещи, конечно же. Но и он меня старался баловать. Однажды прилетаю в Россию (все 12 лет нашей совместной с ним жизни я по 7-8 месяцев в год проводила в СССР), а вся квартира устлана соболями. Оказывается, Володя летал куда-то на гастроли и там накупил собольих шкурок, чтобы я сшила из них шубу. Сюрприз удался, а шуба - нет. Шкурки оказались плохо обработанными и все зачервивели.

Марина Влади и Владимир Высоцкий. 1977 год. Фото: РИА Новости/ Анатолий Гаранин

О письмах и судьбе

Всю нашу с Володей переписку, все фотографии, которые снимала в течение этих 12 лет, я передала в Фонд Владимира Высоцкого. Но запретила вскрывать эти письма до моей смерти. Потому что это - моя личная жизнь! Я её готова подарить России, но не сейчас! Уж очень многие и так нагадили на нашу с Володей жизнь. Так что пусть в ней роются тогда, когда меня не будет. А письма Володины были замечательные! И я ему писала всегда по-русски. На ужасном ломаном, но всё же русском языке.

Мог бы Володя прожить дольше или он был обречён сгореть так рано? В те, последние, годы, когда мы снова были вместе, я собиралась вновь приютить его у себя. Переселить его в мой дом под Парижем, куда я вернулась после разрыва с ним. Я была готова снова бороться с его недугами, лечить… Но и Володя прекрасно понимал, что ради этого ему придётся бросить поэзию, театр. В какой-то степени он даже был готов к этому - пробовал писать прозу, начал сочинять роман. И если бы он на самом деле стал жить немножко по-другому, не мучиться так, как он мучился, может, он и прожил бы дольше.

Марина Влади (слева) и советская балерина Майя Плисецкая. 1987 год. Фото: РИА Новости/ Борис Бабанов

О Симоне Синьоре

Мы дружили с этой замечательной женщиной. Это была даже не дружба - Симона мне была как старшая сестра. Именно Симона заставила меня писать, чуть ли не сунула мне ручку в руки со словами: «Ты должна рассказать всё, должна объяснить, почему он умер в 42 года. Ты должна описать свою жизнь. Это же очень интересно!» И я решилась. Мою первую книгу я начала в 1985 г., в год смерти Синьоре. Она прочитала только три первые главы из «Владимир, или Прерванный полёт».

   
   
Марина Влади во время предпремьерного показа моноспектакля «Владимир, или Прерванный полет» на сцене театрального Центра имени Мейерхольда. 2009 год. Фото: РИА Новости/ Михаил Фомичев

Эта работа - над книгами, над ролями - спасала меня. Я должна была умереть уже несколько раз, если бы не искусство. Я была обязана выходить на сцену или съёмочную площадку, что бы ни происходило в моей личной жизни. В день смерти Володи я снималась в фильме по роману Мопассана «Сильна, как смерть». Видите, какое невероятное совпадение! И всегда, когда умирали близкие, я работала. Кроме последнего раза, когда я потеряла мужа, Леона Шварценберга. Я не смогла работать и пошла в пике, как говорил Володя. «Я пошёл в пике!» - говорил он. И всё! В такие моменты он просто переставал существовать.

О войне и мире

Я ужасно боюсь новой войны - она может начаться в любой момент! И меня бесит, что те, кто эту войну провоцирует, думают лишь об обогащении. Эти люди никак не могут понять, что война никогда не решает проблем на долгий срок - она может лишь на какое-то время притупить остроту конфликта. России же приходится в два раза сложнее. Во-первых, старые демоны ещё живы. И новой России приходится отвечать за ту политику, что проводил СССР, - за танки, введённые в Венгрию и Чехословакию. А с другой стороны, ей просто завидуют - завидуют её природным богатствам, из-за права обладания которыми люди готовы убивать друг друга. Что делать? Почаще и побольше показывать, что в России живут не только те, кто готов разбрасывать на ерунду миллионы долларов. Богатством мир не удивишь - в Европе или Америке прекрасно знают, что это такое - быть богатым. А вот Большой театр, русская литература, русская музыка гораздо быстрее и понятнее объяснят, какая она великая - Россия.

Марина Влади во время предпремьерного показа моноспектакля «Владимир, или Прерванный полет» на сцене театрального Центра имени Мейерхольда. 2009 год. Фото: www.russianlook.com