Магия таланта. Майя Плисецкая покоряла публику своей энергетикой

Майя Плисецкая после окончания спектакля «Конек-Горбунок», 1971 год. © / Соловьев / РИА Новости

Великая балерина Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 г. в Москве.

   
   

«Сижу не жрамши»

- Для любого ребёнка, который любил балет, Майя Михайловна была идолом искусства танца, - рассказывает Николай Цискаридзе, ректор Академии русского балета им. Вагановой. - Плисецкую очень любили грузины, и по тбилисскому ТВ, когда я ещё до поступления в хореографическое училище учился в Тбилиси в школе, часто показывали фильм режиссёра Катаняна «Майя Плисецкая». Я его знаю наизусть! Это же потрясающе - как там Майя Михайловна рассказывает о том, что такое руки в балете, как с их помощью можно показать характер, национальность... Что надо сразу искать характер героя - это даст тебе главный ключ в пластике! Плисецкая владела этим мастерством в совершенстве.

«Кармен-сюиту» в исполнении Плисецкой я видел три раза - в Тбилиси и в Москве, на её 60-летие... Сцена, когда её Кармен умирала... Она сделала её очень просто, но при этом излучала такое количество фантастической энергии, которая пробивала зрителя насквозь... «Я слишком поздно поняла, что в балете главное не шея, а голова» - это тоже фраза Плисецкой... Сила таланта была настолько велика, что даже не очень удачные по мнению «знатоков» спектакли в её исполнении смотрелись гениально. Любая её роль классического репертуара была революцией на тот момент - Майя Михайловна опережала эстетику балета, наверное, лет на 25. 

Николай Цискаридзе и Майя Плисецкая. Фото: www.globallookpress.com

В 1998 г. мне повезло познакомиться с Плисецкой лично. В Музее им. Пушкина мы с Майей Михайловной участвовали в одном блоке концерта...

У Плисецкой был очень острый язык, поэтому её побаивались: она давала такие оценки и комментарии, которые приклеивались к человеку навсегда. При этом и по отношению к самой себе была иронична. «Когда надо похудеть, сижу не жрамши». Или её спросили: «А после 60 танцевать можно?» Плисецкая ответила: «Можно. Смотреть нельзя». 

Насчёт её энергетики... Когда в первый раз после долгого перерыва Галина Вишневская вернулась в Большой театр, Плисецкая прилетела на её вечер танцевать «Умирающего лебедя». Я сидел в зрительном зале. Майя Михайловна бисировала... С каким наслаждением я кричал ей «браво»! Потом прибежал домой и включил телевизор - этот же концерт показывали по ТВ с опозданием в час. И увидел совершенно другую картинку: экран не передал той магии, энергии, что она излучала в зал... Мне жалко тех, кто не видел её живьём. К сожалению, плёнка передаёт только четверть того чуда, с которым сталкивался зритель великой Майи. 

Когда я только начал работать в Большом, до нашего знакомства постоянно приходил на все выступления Плисецкой в Москве. В те годы руководство театра не очень с ней контактировало, и родную сцену ей приходилось арендовать. К сожалению, артисты ГАБТ никогда не принимали участия в мероприятиях Майи Михайловны. Театр не помогал в организации её юбилеев. И платила она за всё сама - даже за то, чтобы концерт снимала телекомпания. Зато потом пошёл период, когда всё стало наоборот: в последний юбилей Плисецкой выполнялись все её просьбы. 

   
   

Несколько раз видел репетиции спектакля «Кармен-сюита»: Майя Михайловна давала молодым балеринам советы, показывала разницу между тем, что делают они, и тем, что хотел балетмейстер. Говорила такие точные вещи! А никто это почему-то не хотел принимать во внимание... Когда я начал наблюдать других артисток в ролях Плисецкой, понял: самая большая их ошибка - они хотят занять её место. Это бесполезно. С природой соревноваться нельзя... В замечательной пьесе Горина есть фраза: «Не торопитесь стать вдовой Мюнхгаузена. Это место пока занято». Солнце - одно. Плисецкая всегда будет недосягаема. 

Она любила «АиФ»

- Я так и не могу говорить о ней в прошлом времени, - поделился своей болью с «АиФ» супруг Майи Михайловны, знаменитый композитор Родион Щедрин. - Мне трудно... Меня и за границей просили о ней рассказать, но пока не могу... Хотя прошло уже полгода... Но тем не менее я не готов... Позже, конечно, что-то скажу или напишу. Но не сейчас... Поймите меня. Мы же были 57 лет рядом... Но я буду очень счастлив, если вы сделаете статью о ней. Майя всегда читала «Аргументы и факты». И везде, где мы только ни были, мы покупали «АиФ». Вот это напишите обязательно... 

- Нужен протест, чтобы тебя заметили, и талант, чтобы тебя запомнили. Вот Майю Плисецкую заметили и услышали... - уверен писатель Михаил Жванецкий. - Майя Михайловна была личностью совершенно неординарной, её было не только видно, но и слышно, в отличие от другой великой балерины - Галины Улановой... Помню забавный случай в Театре эстрады. Выступал Райкин, спектакль закончился - зал ревёт. Аркадий Исаакович вышел за занавес, поклонился, зал продолжает реветь... Какой-то генерал с огромным букетом цветов ринулся к сцене и заслонил Райкина женщине в первом ряду. Ею была Майя Плисецкая. И вот она сидит и своей роскошной ногой - под зад его! Я в тот момент был за кулисами, так что увидел этот изумительный жест... Генерал обернулся с выражением лица: «Сейчас расстреляю». Но, увидев Плисецкую, прошептал: «Ой, извините…» А Майя Михайловна, как ни в чём не бывало, слегка улыбнулась и дальше сидела смотрела на Райкина и аплодировала... Невероятный талант, независимость, бесстрашие - в этой великой женщине было всё...