Всё на продажу
Когда я прочла пьесу первый раз, было очень странное ощущение, какое-то недоумение… Единственное, что я сразу поняла: очень сложная вещь. Я вспомнила «Дуэт для солистки», который мы играли с Александром Диком. Ставил тоже Александр Васильевич Бурдонский. Чем-то эти пьесы перекликаются, там была великая виолончелистка, зацикленная на своём деле, одаренная невероятным слухом и совершенно лишенная слуха человеческого, будем так говорить… Слуха души, сердца. И от этого страдающая.. И здесь похожая история, которая усложняется тем, что у моей героини умер сын 19 лет. Она и была, в общем, каменным человеком, для неё существовал только Рахманинов, а после смерти ребёнка вообще отказалась от всего – не только от любого общения, но и от музыки. Рояль в подвал отправила. Эпиграф у пьесы «Ни один ангел не спустится к тебе поприветствовать тебя. Здесь только ты и я, мой друг». Смысл в том, что нам в жизни иногда посылаются люди – наши ангелы, но мы не умеем их увидеть, почувствовать, ощутить.
В спектакле героиня говорит: «Моя магия в заднице». У меня сплошь и рядом бывают такие же ощущения: что сделать в роли, как её повернуть? Наша профессия мучительная: никогда не знаешь, как сегодня удастся сыграть… На одном спектакле что-то получается, а завтра пробуешь сделать то же самое, а не выходит. Иногда охватывает отчаяние, что ты зря свой хлеб ешь и вообще нужно уходить, надо всё менять. Но, как говорится, уже поздно... Но в то же время профессия великая: даёт возможность и себя познавать, и людей, испытывать какие-то невероятные эмоции, страсти, которые в жизни, может быть, никогда бы не пришлось... Моей пианистке посылает Господь ангела в виде героини Лоры, которая пытается весь этот клан – мужа Лиф, её менеджера – очеловечить. Они все зациклены, как и мы все сейчас, на бизнесе, карьере. И мы не слышим, не видим, что происходит порой с нашими близкими, родными. И теряем их. В какой-то момент этому ангелу удаётся немножко вытащить Лиф из этого каменного саркофага. Она удивляется и в то же время страшится новых ощущений и чувств, которые в ней впервые возникают.
«Времена не выбирают, в них живут и умирают»... Сегодня в искусстве и в так называемой «гламурной» жизни всё на продажу – идеи, позиции, тело, достоинство, мысли. Всё! Свобода порочно воспринимается как вседозволенность. А свобода – это прежде всего ответственность за свои поступки и чувство границы другого человека. Я живу рядом с Химико-технологическим институтом. По дороге в театр всегда встречаю прелест¬ных юных девушек и парней. Но... Во-первых, все курят. Во-вторых... Ну хоть бы одно живое слово! Только мат... Так уродливо пользуются нашим прекрасным русским языком. К сожалению, поводов для уныния очень много. Но уныние – это ведь тоже грех... Поэтому стараюсь концентрироваться на хорошем. Радуют природа, интересные роли. Радуюсь, когда вижу талантливых людей. В моменты грусти мне очень помогает постановка, где я играю её величество Матушку-Смерть. Пусть это вас не пугает – спектакль оставляет светлые впечатления. Один персонаж говорит: «Лучше любые испытания, но только жизнь», а моя героиня отвечает: «Жизнь? А разве мы так различны и могли бы существовать друг без друга? Ты меня удивляешь, старик! Я слышу, как все вы жалуетесь на жизнь. Почему же так боитесь лишиться ее?» Действительно, нужно дорожить жизнью, мы за неё в ответе, коль нам этот дар вручён. И потом, есть обязательства перед близкими людьми, понимаешь: от тебя многое зависит в их жизни, ты не имеешь права впадать в депрессию. За последние полгода я потеряла двух самых родных людей – маму и сестру. Но, как говорится, принимать неизбежное тоже надо уметь... Племянник Алексей – он мне как сын, держит меня на этой земле. А ещё его семья и его дети, мои внучки Настя и Сашенька. Мне кажется, я должна заменить им и мать, и бабушку...
Завтрак с Мадонной
Как относилась к тому, что меня называли русской Мэрилин Монро? Спокойно. Могут назвать хоть кенгуру – главное, чтобы я в своей работе была честна и оставалась по мере сил человеком нормальным... Было много смешных, нелепых случаев, когда меня и за Мордюкову принимали, и за Хитяеву. В своё время меня приглашали в Голливуд, но советские начальники не пустили. Может, побоялись, что сыграю что-то антисоветское или останусь там. Или вдруг разденусь на экране. Для страны это был бы большой позор. (Улыбается.) Не знаю, как сложилась бы жизнь, работай я там. Если бы да кабы... Недавно разбирала свои старые фотографии, нашла фото с Мадонной. В Голливуде мы её пригласили на завтрак – наши мужчины захотели. Пришла посредственная женщина с плоским лицом, короткой шеей. Я принесла своим в театр эти фотографии: «Смотрите, как она себя сделала. Её нужно уважать». Она нашла в себе такую жажду стать Мадонной. Ей уже за полтинник, а ещё в очень хорошей форме, муштрует всю свою группу. Впечатления от Элизабет Тейлор? Красоту сложно судить. Мы обедали на американском крейсере, который пришёл в Ленинград с дружественным визитом. Тейлор тогда снималась в «Синей птице» на «Ленфильме». Она заставила очень долго ждать её – я уже стала возмущаться: я тоже, в общем-то, женщина и актриса. Тейлор появилась не в настроении, а когда ей сказали, что на флоте строжайший запрет на алкоголь, совсем пала духом. Выпить она любила. Но, когда шла мимо моряков, в ней мгновенно включилась женщина, и она стала кокетливо улыбаться. У Тейлор была удивительная внешность. Правильно говорят: чем больше асимметрии в лице, тем оно привлекательнее. У неё было два профиля. С одной стороны, роковой женщины, с другой – вздорной простой девчонки.
Меня поражает сегодняшняя противоестественная борьба с возрастом. Идёшь мимо киоска с журналами – на обложках только юные, яркие, эффектные. Сплошной праздник 18-летия! Людей среднего возраста, а тем более очень взрослых у нас будто не существует! Но молодость – товар быстропортящийся. А ещё если в юные годы думаешь только о внешности, то к зрелому возрасту приходишь не только сникшей внешне, но и пустой внутри... С годами ведь уходит только внешняя красота, а внутренняя может расцвести. Если работает душа. Если в человеке есть какой-то внутренний свет. Знаете, что для меня интеллигентность? Доброжелательность! Если она есть в человеке, если он не способен унизить и оскорбить себе подобного, вот тогда для меня это воспитанный человек, человек с сердцем и душой. А если он может накричать на женщину, нахамить... Режиссёры иногда позволяют себе подобное. Например, в своё время я не пошла к Гончарову (главный режиссёр Театра им. Маяковского. – Ред.), потому что не терплю, когда на меня кричат, оскорбляют.
Смотрите также:
- Григорий Антипенко: «Я никогда не смог бы влюбиться в дурнушку...» →
- Максим Матвеев: «На Лизе Боярской женился по любви» →
- Татьяна Устинова: «Счастье не зависит от денег» →