Неловкое движение - и изящная ножка воздушной гимнастки выскользнула из кольца. Секундная пауза - и девушка, увлекая вниз партнёра, летит из-под купола цирка на залитую льдом арену. А за ними на окровавленный манеж из-под купола спустились два белых голубка, сбежавших от дрессировщицы за день до трагедии.
Гимнасты на полотнах Юлия и Александр Волковы - имена в цирковом мире известные. Лауреаты всяческих конкурсов, они выполняют несколько эксклюзивных трюков, участники ТВ-программы «Цирк со звёздами», да просто хорошие ребята. И вот они распластаны в красном круге - кажется, в свете софитов, а в реальности - в собственной крови...
Юля без сознания, несколько открытых переломов. Саша попытался вскочить на ноги, но встать не может (потом рентген покажет - кости пяток раздроблены), тогда он ползёт к жене, не понимая, жива ли она. Вокруг манежа паника: упали из-под купола! «Не трогайте, вдруг сломан позвоночник!» - кричали одни. Другие настаивали: «Переворачивайте скорее!» Потом, в НИИ им. Н. В. Склифосовского, окажется, что у Юлии переломы черепа, нижней челюсти, голени, травма живота. 4 дня артистка не выходила из комы, летала между жизнью и смертью...
Роман в конвертах
Они познакомились случайно. 16-летняя Юленька, девочка из цирковой семьи, заканчивала гастроли в Минском цирке. На смену её аттракциону сюда приехал 17-летний Саша. Мальчик заболел цирком ещё в детстве и в 11 лет после жесточайшего отбора в школе гимнастики, где учился, попал в гимнастический аттракцион. Две недели, пока одни собирали свой реквизит и оборудование, а другие разбирали, мальчик и девочка не отходили друг от друга. Начался длинный роман в письмах - самых обычных, с марками, которые курсировали по всем городам и весям, куда забрасывала героев цирковая жизнь. Эти белые прямоугольники да редкие телефонные звонки (междугородные переговоры им были не по карману) несколько лет составляли основу существования обоих. Перед тем как уйти в армию, Саша познакомил Юлю со своей мамой. И попросил ждать...
А потом была свадьба. Двойное рождение - новой семьи и нового, одного на двоих, номера. Полотна - номер в цирковой гимнастике молодой, возник лет 15 назад. Выступления зрелищные, но связанные с особым риском. Дело в том, что в этих номерах, исполняемых на высоте 4-5-этажного дома, не предусмотрена страховка. Тонкая лонжа, которую прикрепляют к поясу канатоходцы и иные «высотные» артисты, в случае с полотнами только увеличивает риск. «Однажды, запутавшись в полотнах, эта самая страховка может стать петлёй для висельника, - объясняет Саша. - В этом жанре страховка - смерть».
«В принципе, арену обычно закрывают специальным каучуковым покрытием, - продолжает Саша, - но в этой роковой программе все номера были ледовыми». Поэтому-то артисты и упали на пластиковый лёд. Она - лицом с высоты 8 м, он - ногами с 6 м. В истории с этим падением вообще масса мистических совпадений и счастливых случайностей.
Дрессированные голубь и голубка, которые вопреки врождённому инстинкту вдруг отказались возвращаться в родные клетки. То, что в директорской ложе полупустого вечернего цирка оказалось несколько квалифицированных врачей, которые сумели объяснить в «03», какой аппаратурой должна быть оборудована «скорая», а главное - правильно положили Юлю, чтобы та не наглоталась крови...
Эта компания медиков мистическим образом ещё со времён директорства Юрия Никулина посещает цирк 9 декабря, в день трагедии. Если нет представления - просто пьют чай. Или почувствовавшая неладное дочка Юли и Саши - 14-летняя Юна. «Тот день был абсолютно обычным, - вспоминала девочка. - Я ждала маму с папой и, даже когда они стали задерживаться, уговаривала себя: может, у кого-то в цирке день рождения. А потом позвонила бабушка, и я ещё до её фразы «Родители разбились!» поняла, что произошло ужасное... Я знала, что папа жив. А мама? Три дня ходила как зомби, молчала, плакала, просто не могла спать... Понимаете, я ведь всю жизнь видела родителей, летающих под куполом цирка, и даже не задумывалась, что может что-то случиться...» Юна пока уверяет, что в цирке работать не собирается, но при этом ходит на каждое выступление родителей: видимо, так охраняет их от возможной беды.
«Нас вымолили»
«Мы тогда поняли, что русская публика - самая душевная, - вспоминает Юля. - Письма приходили отовсюду. Лежала в палате и рыдала, так было тепло от них. И ещё сразу почувствовала: не могу обмануть людей. Встану! И не только встану, летать буду... Столько было добрых слов, столько внимания! Цирк оплатил всё лечение, постоянно приходили и звонили люди. Ефим Шифрин, Ксения Собчак, Серёжа Лазарев, Анита Цой... Все, с кем мы работали в «Цирке со звёздами». А 31 декабря прямо со съёмочной площадки приехала актриса Ирина Лачина, привезла икону и просидела полдня...»
«Я думаю, нас вымолили у смерти, - задумчиво говорит Саша. - Ну и плюс сила воли...»
«...Которой я у себя, кстати, даже не подозревала, - застенчиво продолжает Юля. - Всю жизнь была жуткой плаксой и ныла постоянно. А тут перед операцией, когда мне собирали буквально по лоскуткам лицо, твёрдо сказала Саше: «Жди, вернусь Мисс Вселенной, не меньше!»
После выписки был сложнейший реабилитационный период. «Я была тощенькая, 46 кило всего, - со смехом вспоминает Юля. - Челюсть толком не открывалась, поэтому есть почти не могла. Но тренировалась. Через не могу, через не хочу...» Оба на костылях, в этих условиях даже чаю накипятить - проблема. Но уже через полгода они вышли на цирковой манеж. «Работали через невероятный страх, поднимались выше буквально по сантиметрам, - рассказывает Юля. - Приходили в цирк, и я говорила: «Саша, сегодня поднимемся на 2 метра, а завтра - на 2,20...» Да, страх был, но не было сомнений, возвращаться ли в профессию. Да мы же без цирка не можем».
Смотрите также:
- Неординарный слесарь. Как Олег Попов «переквалифицировался» в клоуны →
- Клоун с осенью в сердце. История Леонида Енгибарова в 5 номерах →
- Клоун Олег Попов: «Какой же я предатель?!» →