Лучший друг Доминика Торетто. Форсаж Пола Уокера

Пол Уокер. © / www.globallookpress.com

Сейчас франшиза «Форсаж» в основном ассоциируется с Вин Дизелем — актер с характерной внешностью стал ещё и продюсером и на самом деле буквально тянет эту серию фильмов всё дальше и дальше, правда, в отдельные моменты его заносит чуть ли не в космос. Но когда-то, в начале нулевых, сам Вин Дизель не особо верил в будущее этой киновселенной — он отказался сниматься в сиквеле, и лишь упорство его партнера по оригинальному «Форсажу» позволило поддержать франшизу и не дать ей заглохнуть на старте. Звали того партнера Пол Уокер.

   
   

Актер с самого детства

Пол Уокер родился 12 сентября 1973 года в религиозной мормонской семье — правда, с определенными особенностями. Мать будущего актера когда-то была фотомоделью, и старший сын с двухлетнего возраста пошел по её стопам — снимался в рекламных роликах, а в 10 лет снялся и в своем первом телесериале «Школьные каникулы на CBS». К двадцати пяти годам Уокер имел солидную фильмографию, которая на поверку была всё-таки весьма скудной и пестрой — какие-то скромные телевизионные ситкомы и фильмы категории «Б». Впрочем, у него было несколько номинаций на различные профильные премии; в целом он был известен у фанатов молодежного кино — но не более того. Но судьба дала ему шанс всё исправить. В 2000-м Уокер получил приглашение в новый проект, который назывался The Fast and the Furious — «Быстрый и яростный»; в российском прокате его переименовали в «Форсаж».

Пол Уокер в фильме «Плезантвиль», 1998 г. Кадр из фильма

«Форсаж» на двоих

Оригинальное название отсылало к двум главным героям этой детективной истории про уличных гонщиков. «Быстрым» был Доминик Торетто, гонщик-любитель и лидер банды налетчиков, которые успешно скрывались с мест преступлений благодаря «заряженным» машинам. Этого персонажа играл Вин Дизель — очень упорный молодой актер, сценарист и режиссер, который несколько лет снимал собственное независимое кино, а в большом Голливуде оказался по протекции Стивена Спилберга, заметившего талантливого новичка и пригласившего его в свой фильм «Спасти рядового Райана». Вин Дизель был постарше Уокера — ему уже было 33 года, но разгон у его карьеры тоже только начинался; в 2000-м вышел фантастический фильм «Черная дыра», где зрители впервые увидели слепого героя по имени Риддик.

Пол Уокер же в новом проекте играл «Яростного» — его герой Брайан О’Коннер был полицейским под прикрытием, который внедрялся в банду Торетто, чтобы изобличить воришек. Для него это был шанс свернуть с пути молодежных комедий — и он им воспользовался в полной мере.

Спасти «Форсаж»

Фильм, который позже дал начало франшизе, подкупал новизной и зрелищем — при вполне стандартном сюжете в нем были очень быстрые машинки, которые стартовали с визгом тормозов, чтобы оторваться от соперника. Зрителям такое очень понравилось — бюджет был $38 млн, а в прокате картина заработала больше двухсот миллионов долларов. При таком соотношении расходов и доходов появление второй части было неизбежным — даже в свои «золотые» годы Голливуд старался не упускать куриц, которые несли такие яйца.

Но тут же возникла проблема. У Вин Дизеля были определенные планы на свою карьеру; к тому же сиквелы очень редко повторяли успех оригинала, а участвовать в провальной затее идущий к славе актер не хотел. По слухам, ему предложили за возвращение к роли Доминика сумасшедший по тем временам для новичка гонорар — $25 млн, но Вин Дизель отказался. Любопытно, что «Форсажу 2» он предпочел другой сиквел, продолжение «Черной дыры» — «Хроники Риддика», который и был настоящим провалом.

Вин Дизель и Пол Уокер. «Форсаж», 2001 г. Фото: www.globallookpress.com

А вот Пол Уокер остался спасать вторую часть и свою карьеру, за которую — в отличие от партнера — особо не опасался. К тому же теперь он был «плохим», а название стало полностью его — «2 Fast 2 Furious» можно перевести как «слишком быстрый и слишком яростный», и всё это можно было применить к Брайану. После событий первого фильма этот персонаж бросил полицейскую службу и подался в гонщики; впрочем, он снова потребовался закону — уже в своем новом качестве. И оказалось, что Брайан вполне справляется один — Доминик ему не особо и нужен. Отзывы критиков, конечно, были разгромными, но в прокате фильм принес $236 млн — правда, при вдвое большем бюджете.

   
   

Один раз «Форсаж» — всегда «Форсаж»

Конечно, не Пол Уокер превратил «Форсаж» в ту франшизу, которая сейчас процветает под руководством Вин Дизеля. Но он на эту роль и не претендовал; более того — судя по всему, Уокер не поверил в то, что режиссер Джастин Лин сумеет удержать эту серию в рамках, и занялся другими ролями. Впрочем, вне «Форсажа» ему не везло — буквально каждый проект с его участием проваливался в прокате и получал разгромную критику. «В ловушке времени», «Беги без оглядки», «Подстава» — скорее всего, Уокер очень хотел бы, чтобы этих картин в его фильмографии не было, но повернуть время вспять было невозможно. Сбежать из этой череды неудач можно было лишь одним способом — вернуться к той роли, по которой его знали во всём мире.

Третий «Форсаж» был странным проектом — с другими главными героями, которые гоняли по улицам Токио (он выходил с подзаголовком «Токийский дрифт»). В принципе, он даже почти окупился (сборы составили $159 млн), а Вин Дизель, кстати, всё же решился появиться в этом проекте — его Доминик мелькает в самом финале. И когда боссы студии Universal фактически отдали Джастину Лину эту франшизу «в кормление», то Уокер и Вин Дизель не особо и ломались, соглашаясь вернуться к своим ролям. И не прогадали. Следующие три части — с четвертой по шестую — были самостоятельной трилогией, которая подвела итог под «гоночной» эпопеей главных героев и вырулила серию в шпионский боевик. Сборы только росли — уже шестая часть заработала в прокате $788 млн; росли и гонорары актеров. Вин Дизель превратился в одного из ведущих продюсеров серии, а Пол Уокер занимался своей семьей и благотворительностью. Закрывать проект «Форсаж» никто и не думал — до тех пор, пока не случилась трагедия.

Место смерти Уокера на улице Геркулеса в Санта-Кларите (фото сделано в 2015 году) Фото: Commons.wikimedia.org

Прощание с продолжением

Авария, в которую Пол Уокер и его приятель Роджер Родас попали на улице Геркулеса в калифорнийской Санта-Кларите 30 ноября 2013 года, разобрана досконально. В тот день актер участвовал в благотворительном мероприятии, а в обратный путь отправился на красном Porsche Carrera GT, который принадлежал Родасу. Официальной причиной трагедии стало серьезное превышение скорости — на одном из участков машина разогналась до 90-100 миль в час (145–160 км/ч) при ограничении 45 миль в час (около 72 км/ч), водитель не справился с управлением, врезался в дерево — и дорогой автомобиль загорелся. Погибли оба — и водитель, и пассажир.

Для съемочной группы «Форсажа» смерть Уокера стала полной неожиданностью. Работа над седьмой частью была в самом разгаре, и надо было принимать какое-то решение; очевидно, что любой вариант был плохим — либо с точки зрения морали, либо с точки зрения бизнеса. Раздумья продолжались несколько месяцев; в апреле 2014-го съемки возобновились — с новым сценарием и новым подходом к происходящему в кадре.

Фильм вышел в прокат в 2015 году — и стал кассовым хитом. Не в последнюю очередь потому, что вся эта картина превратилась в дань памяти Полу Уокеру, у которого фанатов было ничуть не меньше, чем у Вин Дизеля. Его персонажа из ленты не убрали — наоборот, фильм заканчивался так, что редко кто из зрителей мог сдержать слезы: герой Уокера играет с сыном на пляже, за ним наблюдает Доминик, который затем уезжает, не сказав ни слова — но его нагоняет на своем спортивном автомобиле Брайан, который спрашивает: «Хотел уехать, не попрощавшись?» Чтобы снять эти кадры, пришлось использовать двойников Уокера, которыми были братья актера Коди и Калеб. Но оно того стоило.

Сейчас «Форсаж» продолжается в самых разных видах — и как основная серия с героем Вин Дизеля и его семьей, и как серия спин-оффов, которые наверняка выйдут за рамки истории Хоббса и Шоу. Она успешна, приносит серьезные деньги — но над ней до сих пор нависает тень Пола Уокера и той трагедии на трассе в Санта-Кларите.