Лев Лещенко: «Всё стало скороспелым и поверхностным»

Лев Лещенко. © / Илья Питалев / РИА Новости

Лев Лещенко в интервью «АиФ» рассказал о современных песнях-скороспелках, размере своей пенсии, востребованности, дуэте с Анной Герман и совместной работе с Софией Ротару, с которой они во время СССР заработали для государства 2 млн рублей, дав 28 концертов. 

   
   

Владимир Полупанов, «АиФ»: Лев Валерьянович, из огромного количества спетых вами песен в интернете наибольшим спросом пользуется дуэт с Анной Герман «Эхо любви»  запись «Песни года-77» набрала 7,2 млн просмотров. Все остальные даже близко рядом не стоят. Для вас это показатель чего?

 В песне «Эхо любви», которая крутится уже больше 40 лет, заложен глубокий сентимент. К тому же она простая для исполнения. Иногда я вызываю людей на сцену и говорю: «Давайте споём вместе». И человек, не обладающий музыкальным образованием, без труда поёт её. Почему с остальными песнями так происходит? Не знаю. Может, потому что я много работаю сейчас и часто бываю в теле- и радиоэфире. Зачем людям искать мои песни в интернете, если я всё время в телевизоре? «Родительский дом», «Соловьиная роща», «Нам не жить друг без друга», «День Победы» и т. д. постоянно звучат с экрана. Моя аудитория — это люди от 40 до 80. А в интернете в основном молодые люди скачивают новый материал или то, что не звучит в эфире Бузову, Монеточку или Крида. 

Недавно я снял новый красивый клип на песню «Соловьиная роща» (в Кинешме на русской природе), сделал новую аранжировку. За две недели его посмотрели в совокупности (на разных площадках) 460 тысяч пользователей. Вижу, что людям это интересно. 

— А на радио часто слышите свои песни?

 Нечасто. Но я не переживаю, если какая-то радиостанция не крутит мои песни. У меня есть другие возможности заявлять о себе. Сейчас радиостанции ориентированы в основном на новые имена. Это вполне естественно, что люди хотят чего-то свежего. Говорят, в мире каждый день появляется 10 тысяч новых музыкальных произведений. Как уследить за всеми?

 Каждый год на разных музыкальных премиях вручаются награды в номинации «Песня года». Из песен, которые сегодня написаны, останутся ли какие-нибудь надолго? И останутся ли вообще?

 Наверно, нет. Сейчас песни «разбрызгиваются» по разным радиостанциям, интернету, телевизионным каналам. Сфокусировать внимание на одной очень сложно. Поэтому нет всенародных хитов, которые бы сразу подхватывала вся страна и пела. В памяти остаются только классические произведения.

   
   

Я общаюсь с молодыми авторами, которые могут в течение двух часов написать песню. Они даже не своё придумывают, а компилируют. Отсюда и скороспелость. А песня должна быть выстрадана. Как писали раньше наши известные поэты и композиторы  Пахмутова и Добронравов, Бабаджанян и Рождественский, Колмановский и Ваншенкин? Целыми днями сидели, музицировали, переделывали, корректировали. И только потом записывали несколько версий. Над некоторыми песнями работа шла неделями и даже месяцами. «Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды»,  сказал Маяковский.

 В вашем богатом репертуаре есть пара «комсомольских» песен Пахмутовой и Добронравова  «И вновь продолжается бой» и «Любовь, Комсомол и весна». Мелодии там замечательные, а к текстам этих песен как вы сегодня относитесь? 

 Иногда взрослые люди на концертах просят меня исполнить что-нибудь такое. Когда начинаю петь «И вновь продолжается бой», весь зал встаёт. Люди чувствуют энергию и искренность этих песен. Там и поэзия настоящая. Это наша история, которую никому не позволено перечеркнуть  мол, это всё было ужасно. Мне как-то показали видео: на улице Нью-Йорка чёрные ребята танцуют брейк-данс под песню «И вновь продолжается бой» в моём исполнении. Это говорит о том, что если песни хорошие, они надолго остаются.

 Историю сегодня не только «перечёркивают», а переписывают все, кому ни лень. С какими чувствами вы наблюдаете за тем, как сносят советские памятники в Европе и бывших республиках СССР?

 Всё это чудовищно, конечно. Независимо от того, как мы относимся к истории, памятники должны оставаться. Понятно, что это банальный пример, тем не менее во Франции День взятия Бастилии (Праздник Федерации и единства Нации – Ред.) до сих пор остаётся одним из главных государственных праздников. А ведь это тоже кровавый революционный эпизод в жизни страны. Революционеры были людьми, которые создавали новую жизнь, двигали идеи. Это их жизнь, их борьба. Мы к этому никакого отношения не имеем. Мы должны просто фиксировать это. Вы не согласны, придерживаетесь иного мнения? Ради бога. Но зачем разрушать память о том, что было? Тем более что было много и позитивного в том числе.

Наша страна сыграла ключевую роль в освобождении Европы от фашизма. Всё мировое сообщество определило, что фашизм  это преступление против человечества, геноцид. Поэтому все, кто отдал жизнь за это, герои. А героев нельзя обижать.

— Большевики, придя к власти, крушили бюсты императоров, разрушали мемориалы героев Отечественной войны, могилы тех, кто был объявлен контрреволюционером, сносили храмы. И, может, теперь получают справедливый ответ? 

 К сожалению, в классовой борьбе всегда есть жертвы. Все революции пожирают своих детей. 

 На днях Ольга Бузова назвала вас Львом Левченко. Вы сказали, оправдывая её, что мы сегодня все немного мельчаем. А почему мельчаем? 

 Не уверен, что я говорил эту фразу в отношении к этой ситуации. Этот эпизод недостоин обсуждения. Ну оговорился человек, подумаешь. Она же знает, кто я такой. Мы когда с ней встречаемся, обнимаем друг друга. Я иногда путаю имена своих музыкантов, хотя знаю их 10-15 лет. Одна очень популярная ведущая на концерте, где сидел Владимир Владимирович Путин, в запале назвала меня Владимир Лещенко. Ничего страшного, бывает. 

 Но вы же не будете отрицать, что у нынешней молодёжи большие пробелы в образовании? Они не знают кумиров настоящего, не говоря уже о кумирах прошлого.

 Увы, даже продвинутые люди, которые занимаются творчеством, не могут иногда ответить на элементарные вопросы: земля крутится вокруг солнца или наоборот. Спрашиваешь, кто такой Миклухо Маклай? В ответ можно услышать: «А она нам не нравится». Нынешнее образование очень поверхностно, оно не заточено на то, чтобы давать глубокие знания, людей просто натаскивают на сдачу ЕГЭ. Нет фундамента и прочной базы, поэтому очень много дилетантов в разных сферах. Сейчас вообще жизнь поверхностная стала. В «период накопления» сформировалось общество потребления.

Всё стало скороспелым и поверхностным. Быстрое становление, быстрые деньги, быстрая популярность. Все хотят всё и сразу. А так не бывает. Мы добивались признания годами. И маленькие блага были большими радостями. А сейчас не хотят довольствоваться мелочами.

 Недавно вам пришлось защищать от травли Софию Ротару, с которой 14 декабря выступите на одной сцене 15-го юбилейного фестиваля «Легенды Ретро FM» в Москве. Мнения ваших коллег разделились  одни её ругают за то, что вернулась к выступлениям в России, другие, наоборот, утверждают: слава богу, что выступает. Я где-то читал, что перед московской Олимпиадой-80 вы вместе с Софией Михайловной заработали для страны 2 млн рублей. Как это было, можете напомнить?

 Мы дали 28 концертов на стадионах. В Харькове, например, отработали 4 концерта по 40 тысяч человек. Билеты тогда стоили по 2-3 рубля, а получали мы за концерт 27 руб. 50 коп. Мне директор Росконцерта сказал тогда: «Лёва, спасибо вам огромное. Мы подсчитали. Вы заработали 2 млн. рублей». Это были гигантские деньги.

 Вы говорите, что было много хорошего в СССР. Но, получается, советское государство вас обдирало как липку, при этом пенсия у вас не сказать что сильно большая.

 Моя пенсия  30700 руб. Мне добавляют за звание народного артиста и как кавалеру 4 орденов «За заслуги перед Отечеством». А жена моя получает 8 тыс. руб. 62 коп. Поэтому когда говорят, что средняя пенсия у нас 25 тыс. — это вранье. Такие пенсии получают единицы  силовики, возможно.

Лет 5 назад я был на прямой линии, посвящённой людям, пострадавшим от наводнений. И услышал чудовищные вещи: женщина-почтальон в одном из регионов получает зарплату 5-7 тыс. руб. И воспитывает при этом двоих детей. Как на эти деньги можно прожить?! Увы, у нашего государства нет никакой социальной программы, как это было в СССР. Нам бы издать указ о повышении зарплат. И в случае его невыполнения снимать с должности ответственных за это людей. Много проблем, чего говорить. Я не политик. Где могу, говорю об этом. Но меня никто не спрашивает и мало кто слышит. А идти в руководящие органы  Госдуму или куда-то ещё  мне неинтересно. Я творческий человек. Хочу заниматься творчеством, а не спать там на лавках. 

 Ваш директор предупредил меня, чтобы я не сильно утомлял вас беседой, так как у вас плотный рабочий график и вы очень устаёте. Скажите, а хочется, чтобы вас никто не дергал? Хочется покоя? Вы же можете себе позволить не работать.  

 Упокоиться, валяться на диване, смотреть телевизор не очень приятная стезя. Я, может быть, немного ленив во всем другом, кроме творчества. И сегодня много работаю  на заказных мероприятиях, даю кассовые концерты, веду общественную работу. У меня и культурный фонд, и благотворительный. Помогаю, в частности, Пенской школе-интернату для детей с ограниченными возможностями (Курчатовский район Курской области  Ред.). Поэтому я на виду, в фокусе внимания. Моя популярность никак не снизилась. Наоборот, чувствую, что у меня сейчас популярность даже выше, чем была 20-30 лет назад.