12 июня в 23.50 Первый канал покажет документальный фильм Леонида Парфёнова «Цвет нации» о пионере цветной фотографии в России, создателе «Коллекции достопримечательностей Российской империи» Сергее Прокудине-Горском.
Специалистам хорошо известно это имя, но широкая общественность за редким исключением почти ничего о нём не слышала и вряд ли хорошо знакома с его знаменитой коллекцией фотографий, на которых Россия перед революцией была запечатлена в цвете. Накануне премьеры автор фильма ответил на вопросы «АиФ».
Наследники СССР
- Вы много раз говорили о том, что мы потеряли «ту» Россию. И нынешняя ничего общего с запечатлённой на фотографиях Прокудина-Горского не имеет. Что вы имели в виду? Ведь и сегодняшний Египет ничего общего с Древним Египтом тоже не имеет.
- Я про это тоже говорю. И как для сегодняшней Греции та Греция - древняя, так и для нас царская Россия - это древняя цивилизация. Мы в течение одного века живём уже в третьей стране. Нынешняя Россия - это всё-таки страна, произошедшая от Советского Союза, а не от царской России.
Конечно, остаются и великая русская музыка, и русская литература, но мир, запечатлённый Прокудиным-Горским, не сохранился, а главное, он не наследовался - уничтожался. У нас же не осталось традиций того купечества, офицерства, чиновничества, аристократии. А потом, как бы ещё раз обнулив результат уже советской цивилизации, у нас заново возникли предпринимательство, духовенство, не гонимое властью, и прочее.
- Как вы это всё раскопали?
- В кругу специалистов и людей интересующихся это известный феномен. В начале 2000-х прокудинская коллекция была оцифрована Библиотекой Конгресса США и выложена в открытом доступе. И с тех пор её может видеть каждый. Наше дело было выбрать характерные примеры и взглянуть сегодняшними глазами на места, которые были сняты 100 лет назад. Приехать и постараться поставить камеру более или менее в ту точку, где стоял штатив Прокудина‑Горского, взять тот же ракурс. Совместить и увидеть, а что же, собственно, произошло.
- Подозреваю, что вы испытали чувство горечи, объезжая эти места... Ведь всё очень сильно изменилось.
- Без утрат, конечно, нет ни одного места. Многие из них изменились настолько, что на местности ни к чему нельзя привязаться. Горько, что эти разрушения произошли неестественным путём. Каждый раз это были преднамеренные действия людей.
Яркая страна
- Какое впечатление на вас произвели люди, запечатлённые на этих фотографиях?
- Главное впечатление от фотографий людей - то, какая это была яркая страна. Сейчас, когда в театре ставят, например, «Вишнёвый сад», то баре в белом, а холопы - в какой-то некрашеной мешковине. А на фотографиях Прокудина-Горского сидит бригада из 15 мужиков на уральском руднике. Из них четверо в розовых рубахах, трое - в салатовых, двое - в красных, ещё кто-то - в синих в белый горошек. А самые роскошные - сарафаны у крестьянских девочек в деревне Топорне близ Кириллова. Это мои любимые героини прокудинских фотографий и нашего фильма. По яркости, смелости, неожиданности, выдумке там фантастическое сочетание цветов.