Леонид Куравлёв: «Нельзя ставить деньги во главу угла!»

Леонид Куравлев. © / www.globallookpress.com

Я своё дело в кино уже сделал

Ольга Шаблинская, «АиФ. Здоровье»: Леонид Вячеславович, в советское время вы были настоящим рекордсменом по количеству ярких ролей. Но из последних ваших картин припоминаются только «Турецкий гамбит», «Улицы разбитых фонарей», «Книга мастеров»… Неужели не приглашают вас режиссёры?

   
   

Леонид Куравлёв: Приглашали и приглашают. Но со временем всё меньше и меньше. А перестали меня звать в кино, потому что я сам отказываюсь. Те сценарии, которые мне сегодня предлагают, не соответствуют тем высоким стандартам, которые были в нашем советском кинематографе. Так что я своё дело в кино уже сделал… Но если вдруг мне предложат достойный сценарий, снимусь с удовольствием.

– Вы играли у легендарных режиссёров: Данелия, Гайдая, Лиозновой… Почему сегодня нет больше в нашем искусстве таких «глыб»?

– Я думаю, объяснение здесь в том, что тогда были люди, фанатично преданные своей профессии… Например, у Татьяны Михайловны Лиозновой я снимался в двух замечательных картинах – «Семнадцать мгновений весны» и «Мы, нижеподписавшиеся». У неё была жёсткая, просто железная дисциплина.

– В чём это проявлялось?

– Когда она входила в павильон, наступала тишина. Все понимали: пришла хозяйка заниматься творчеством, и знали, что она с каждого, от первого до последнего члена киногруппы, потребует полной отдачи. У Лиозновой был очень сильный характер. Ведь картина «Семнадцать мгновений весны» мужская, а вовсе не женская.  

Татьяна Михайловна многому научила всех тех, кто с ней соприкасался. Человек она великий, работала и для будущих поколений. Конечно, после работы с такими мастерами в сериалах сегодняшних уже не хочется сниматься…

   
   
Леонид Куравлев в роли Айсмана в фильме «Семнадцать мгновений весны». Режиссер Татьяна Лиознова.

Вера даёт силы

– Леонид Вячеславович, в этом году у вас юбилей – 80‑летие. Где вы черпаете силы?

– Только в вере. Вера, кстати, помогает сохранить и тело здоровым – потому что следуешь ориентирам и не ударяешься в пьянки-гулянки. Вера должна сопровождать человека всю жизнь. И в этом отношении Россия, как христианская страна, очень крепко стоит на ногах. Бывает, слышу: человек рассказывает, что зашёл в тупик, не видит просвета в жизни. Я сразу понимаю: значит, давно не был в церкви, не читал Евангелие. В Библии ведь всё написано, всё сказано. Но, к сожалению, к пониманию этого многие люди приходят только с годами. 

Вера всегда даёт нам силы, даже в самые сложные времена. И когда близкие твои уходят, и когда проблемы… (Несколько лет назад у актёра умерла после тяжёлой болезни жена, и актёр тяжело переживал её уход. – Ред.)

– Как, по-вашему, за 70 лет советской власти, когда веру пытались у нас искоренить, народ смог сохранить её основы?

– Конечно. Народ-то всё равно верил! Постарались загнать веру в угол – не получилось. И никогда не получится, потому что тысячелетие существования христианства говорит само за себя. Слава Богу, сегодня травли на верующих уже нет и не будет теперь никогда. Мы – христиане, мы любим мир, пусть они там на Западе это усвоят наконец-то! Только не очень-то они хотят…

«Да, скифы – мы, да, азиаты – мы»… И Блок, и многие другие классики пытались дать определение загадочной русской душе. Говоря о нашем характере, я бы акцент сделал на том, что мы народ добрый. Русская доброта иностранцам непонятна. Они на самом деле не понимают, как можно отдать последнюю рубаху ещё более нуждающемуся.

Вечные ценности

– Сегодня многие поставили во главу угла деньги. Как вы к этому относитесь?

– Такой подход к жизни очень много приносит горя человеку. А фундамента духовного у всего этого нет! Отсюда потом и берутся болезни. Потому что человек запрограммирован быть хорошим. И если ты делаешь зло кому-то, живёшь, как паразит, то в итоге за это расплачиваешься. Ты можешь сделать гадость кому-то и постараешься об этом не думать. А в теле всё сохранится…

– Время сегодня тревожное… Иногда после просмотра новостей просто страшно…

– Бояться не надо. Я, наоборот, смотрю новости с хорошим настроем. Наша страна становится сильнее – это очевидно. Мы ощетинились, хорошо ощетинились по сравнению с теми временами, когда мы в 90‑е были ослаблены.

Но давление сегодня страшное на нашу страну, поэтому надо помогать родной стране, родному городу. Как? Отдачей своему делу. Быть добрым, быть активным – это всё будет работать на нас и нашу землю.