Лена в глицерине и прибитое бревно. Как изображали страсть в «Интердевочке»

Елена Яковлева. © / «Интердевочка» / Кадр из фильма

35 лет прошло, как по экранам страны широкой поступью прошагала «Интердевочка». Премьера ленты состоялась 21 января 1989 г. и произвела эффект разорвавшейся бомбы.

   
   

Мелодрама Петра Тодоровского и сегодня вызывает споры у любителей кино: стоило ли снимать художественную ленту о «ночных бабочках»? Одни говорят: чернуха, мифологизация профессии, фильм о дуре. Другие считают — абсолютно жизненная, классно сделанная история с великолепно сыгравшими актерами.

Сам Петр Ефимович категорически не хотел снимать «Фрекен Таньку» (так первоначально назывался сценарий). Нашла повесть Кунина его жена Мира, она же добыла деньги... в Швеции. Инвестором стал торговец быками, пожертвовавший на искусство 200 тысяч долларов. Но...

Никакой «клубнички»!

«Ты с ума сошла! — кипятился прошедший войну Тодоровский. — Как я буду снимать такое?!» Уже вышли его «Городской романс», «Любимая женщина механика Гаврилова», «Военно-полевой роман», «По главной улице с оркестром». А тут — валютная проститутка...

Когда жена его уговорила, возникли вопросы у руководства: нужна ли картина на столь скользкую тему? Успокоил всех тогдашний председатель Госкино Армен Медведев: «Если картину делает Тодоровский, фильм будет чистый. О любви».

«Начальство понимало, что я далек от этой темы и не способен выдать „клубничку“, — объяснял потом режиссер. — Так и вышло: никакой „клубнички“! Я снимал не про путану, а про женщину, которая не могла реализоваться в советские времена». Да и правильный финал (Таня Зайцева разбивается в автокатастрофе, потому что ничего хорошего из такой жизни не получается — прим. ред.) Тодоровскому продиктовало руководство. Словом, удачной эту работу он не считал.

   
   

В главной роли сценарист Кунин видел Догилеву. Но ни она, ни Андрейченко режиссера не устроили. Отказался он также от Полищук и Розановой, которые сыграли в фильме других героинь. С полькой Катажиной Фигурой (в начале карьеры она играла подобные роли — прим. ред.) договориться не получилось.

А вот «ночные бабочки», узнав о подготовке к фильму, забросали Тодоровского письмами и фотками в откровенных позах. Послания были примерно одного содержания: «Я давно работаю на панели, снимите меня в главной роли». Потом девушки стали приезжать на студию... Чтобы посвятить режиссера в тонкости профессии.

«Студентка Тимирязевского института рассказывала: подружка ходит в джинсовом костюме, а я что, хуже? — вспоминал Петр Ефимович. — Спрашиваю, сколько же она зарабатывает. Отвечает: „Иногда семь тысяч в неделю“. А я в месяц получал 300 рублей. Другая оказалась кандидатом физических наук. Муж ее бросил, одна с двумя детьми. У нее своя легенда: „Я не хожу на панель, но есть десять мужчин, которые по расписанию приходят ко мне домой. Накоплю сто тысяч — все брошу и засяду за докторскую“. Третья — неприятная пигалица-подросток в норковой шубе. Я — ей: „Твои ровесницы спины гнут за швейными машинками...“ А она: „Ну и дуры! Они боятся, а я не испугалась и теперь хожу в норке“».

Зачем раскачивали бревно?

Главной героини, однако, так и не было. Полгода режиссер тасовал, как карты, фото актрис, вызывал на пробы. Пока не остановил выбор на никому не известной тогда Елене Яковлевой — в театре им. Ермоловой у нее как раз была роль проститутки-лимитчицы. Хотя поначалу он считал внешние данные Елены сомнительными. По рассказу Миры Тодоровской, муж представлял валютных проституток грудастыми и задастыми, а у Яковлевой — «ни там, ни тут», и «ноги, как веревочки, заворачиваются». Пришлось подкладывать под платья поролон, чтобы обозначить «и там, и тут». Хотя Мира и возила мужа к «Националю», чтобы показать, каковы эти женщины на самом деле.

Для Яковлевой роль оказалась случайной. Прогуливаясь как-то по «Мосфильму», она сначала не узнала режиссера, а на его реплику: «Я и есть Тодоровский!» — выдала: «Да ладно, скажи еще — Кончаловский

Тем не менее за 1989-й «Интердевочку» посмотрит 41 миллион советских граждан, а опрос московских школьниц выявит, что 40% из них хотят стать путанами. Это станет самым страшным итогом проката.

Яковлева получит «Нику» за лучшую женскую роль. Лучшей актрисой ее признают журнал «Советский экран» и жюри Токийского кинофестиваля. Вслед за Натальей Негодой («Маленькая Вера») «Плейбой» предложит ей откровенную съемку. Но Яковлева откажется. Как и от сцен в обнаженном виде в самом фильме.

Как вспоминал второй режиссер, для съемки полового акта «Лену намазали глицерином, к кровати прибили бревно... Я, Петр Тодоровский и оператор начали раскачивать бревно. Оператор еще раскачивал лампочки и тумбочки... Так мы сняли бурную страсть».

Представить, какая слава ее ждет после премьеры, Яковлева не могла. Как она позже рассказывала мне в интервью, мужчины из мест не столь отдаленных забрасывали ее письмами: «Через три года приду, буду стоять лысый, в фуфайке, с тремя нарциссами... Один сумасшедший звонил целый год днем и ночью, пьяный. Слава Богу, государство помогло мне от него избавиться — отправило на лечение». Активно снимается Яковлева и сегодня. Много лет она замужем за коллегой Валерием Шальных. Их сыну 31 год.

Ярких ролей больше не было

Карьера Ирины Розановой (Сима-Гулливер) после фильма пошла в гору. Впрочем, особо ярких работ как будто и не случилось. Личная жизнь была насыщенной. Но детей ни от одного мужчины Ирина так и не родила.

Любовь Полищук (Зина) с горечью признавалась, что сыграла всего одну главную роль — в картине 1990-го года «Любовь с привилегиями». В 57 лет она скончалась от рака.

Анастасия Немоляева (Лялька) добавила к своей популярности после «Курьера» лишних очков. Но вскоре оставила кино, открыв с мужем столярно-дизайнерскую мастерскую. Иногда, впрочем, она соглашается на предложения сняться. У супругов трое детей.

Татьяна Агафонова (Верка-москвичка) в 1990-е тоже ушла из профессии: торговала колбасой, руководила колхозом. Потом вернулась в кино. Но звезд с неба не хватала. Ни разу не выходила замуж, не стала матерью.

Наталья Щукина (Наталья-школьница) успела сняться и до «Интердевочки», много работала в кино и после. Но звездой не стала. Прослужив почти 30 лет в «Ленкоме», она ушла из труппы. Сегодня преподает в «Щуке» и иногда снимается. Муж — бизнесмен. Дочери в этом году — 30.

Короткой и незавидной вышла судьба Ольги Горьковой (Лиза Кролик). До «Интердевочки» она снялась в крошечном эпизоде фильма «Искренне ваш». Непрофессиональная актриса, Ольга работала гримером, была замужем. Но тяжело заболела и ушла в мир иной в 46 лет.