«Лучшие друзья девушек — бриллианты». Эта крылатая фраза Мэрилин Монро, произнесенная в США в прошлом веке, как оказалось, была в ходу и в СССР. Официально советская гражданка не могла быть миллионершей. Но в реальности такие женщины существовали. И все благодаря драгоценным камням. Aif.ru вспоминает самые яркие истории.
Изумруды индийских махарадж, колье Гейдара Алиева
Так, в СССР ходили легенды о драгоценностях певицы Людмилы Зыкиной. Считалось, что она была любительницей бриллиантов, но в действительности многое, что писали и говорили о Зыкиной, нужно делить на десять.
Одержимой бриллиантами она точно не была. Да, сценический образ требовал ярких украшений. И они у легендарной певицы были. Но большинство из них она получала в подарок. Например, во время гастролей в Индии ей преподнесли серьги с большими изумрудами. Потом писали, что украшение старинное, принадлежало когда-то индийским махараджам. Лидер Азербайджана Гейдар Алиев в 80-х гг. подарил Зыкиной бриллиантовое колье, выполненное в единственном экземпляре специально для нее. Считается, что это колье было самым ценным в ее коллекции драгоценностей. Конечно, и сама Зыкина была в состоянии приобрести понравившееся ей украшение. И она это делала. В советское время в комиссионных магазинах можно было купить в том числе и дореволюционные украшения, которые особо ценились. Говорят, что в московских комиссионках у директоров существовал список телефонов, кого из клиентов следует оповестить в первую очередь о появлении стоящего экземпляра.
Но правда состояла в том, что все свои драгоценности певица, не задумываясь, отдала бы за возможность иметь женское счастье, растить ребенка, которого у нее не было. В конце жизни самым близким она сетовала: «Кому я оставлю свои драгоценности? Была бы дочка — ей передала...»
Умерла певица в возрасте 80 лет в 2009 г., не оставив завещания. Ее драгоценности, которые, по самым скромным подсчетам, стоили несколько миллионов долларов, стали причиной распрей племянников Зыкиной. В прессе писали о борьбе за наследство, отслеживали аукционы, на которых продавались броши, серьги, кольца легендарной певицы.
А часть коллекции бесследно пропала, дело о пропаже сначала возбудили, а затем закрыли.
«Моим бриллиантам позавидует Оружейная палата»
О том, что у нее нет дочери, которая могла бы носить фамильные бриллианты, переживала и советская дрессировщица Наталья Дурова. Она принадлежала к цирковой династии, которая была известна еще в дореволюционной России. При жизни одному из близких знакомых Дурова призналась, что ее фамильным бриллиантам могла бы позавидовать Оружейная палата Московского Кремля (видимо, речь шла о голубых бриллиантах императрицы Екатерины и бриллиантовом перстне с вензелем кавалерист-девицы Надежды Дуровой, которые, по слухам, были в коллекции Натальи Дуровой).
Кроме того, Наталья Юрьевна владела антикварными картинами и фарфором. Ее московская квартира была обставлена антикварной мебелью, среди которой был письменный стол — в это трудно поверить — принадлежавший Александру Пушкину. В советское время Наталья Юрьевна возглавляла знаменитый театр «Уголок дедушки Дурова», много путешествовала за границей, куда ее приглашали на гастроли благодаря уникальным номерам. Она была одной из немногих советских дрессировщиц, которой позволяли гастролировать даже в капиталистических странах. Дурова оставила после своей смерти в 2007 г. несколько квартир в Москве, квартиру в Париже и, конечно, драгоценности, которые она любила и в которых знала толк. Да, дочери у знаменитой дрессировщицы не было, но был сын Михаил, с которым, увы, у нее были не самые добрые отношения. В наследство Михаил толком так и не вступил. Он умер спустя два года после смерти матери. Детей у Михаила, по его собственным словам, не было. Однако это оспаривала его знакомая Инна Соловьева, заявив, что родила от сына Дуровой дочь Елизавету. В итоге после всех судов уже после смерти сына Натальи Юрьевны наследницей состояния знаменитой дрессировщицы была признана малолетняя Елизавета Соловьева.
Ограбления — бич бриллиантовых королев СССР
Но если след драгоценностей Зыкиной и Дуровой терялся уже после их смерти, то в случае с другой знаменитой дрессировщицей — Ириной Бугримовой — они бесследно исчезли, когда их владелица была еще в добром здравии.
Бугримова была первой в СССР дрессировщицей львов. За умение приручить «царя зверей» саму Бугримову называли «королевой цирка». Бесстрашная дрессировщица имела дворянские корни, так что часть коллекции перешла ей по наследству. Ограбление легенды советского цирка случилось накануне Нового Года. К счастью, самой Бугримовой в тот момент не было в квартире, иначе неизвестно, чем бы кончилось дело. Грабители смогли пройти в элитную охраняемую высотку, обманув консьержа. Они принесли с собой елку — высокую, пушистую. В советское время такая «лесная красавица» была дефицитом. За ней охотились, если где-то елки появлялись, их моментально расхватывали. Поэтому консьерж не заподозрил подвоха. Выйти грабители смогли через черный ход. Когда легендарная дрессировщица вернулась домой, дверь была открыта, драгоценности пропали. А в коридоре стояла елка.
Жертвой ограбления стала и вдова писателя Алексея Толстого Людмила Ильинична, которую называли одной из самых богатых женщин СССР. Книги «красного графа» печатались в Союзе огромными тиражами, и законные гонорары Толстой тратил на антиквариат и на подарки для красавицы-жены, которая была намного младше писателя.
В ноябре 1980 г. грабители позвонили в дверь Людмилы Ильиничны под видом милиции. А когда им открыли, оказалось, что гости вооружены ножом и пистолетом. Ограбление стало одним из самых громких в Москве того времени. Криминальную цепочку удалось раскрутить. И даже вернуть часть украденного добра. Но вот уникальная бурбонская брошь «Королевская лилия», сделанная когда-то по заказу короля Людовика XV, которая в наше время стоит миллионы долларов, как в воду канула. Сама Людмила Ильинична умерла через год, не оставив наследников. Детей, как и у многих других советских бриллиантовых королев, у нее не было. По мотивам ограбления вдовы Толстого в 80-х гг. был снят художественный фильм «Охотники за бриллиантами».
Уж такова судьба драгоценных камней — становиться «героями» детективов, хотя их обладательницы всеми силами хотят, чтобы это был любовный роман со счастливым концом. Но в жизни так очень редко получается.