Композитор Советского Союза. Главные хиты Раймонда Паулса

Раймонд Паулс. © / www.globallookpress.com

Композитора и автора песен Раймонда Паулса знают, пожалуй, все. Он родился 12 января 1936 года, окончил класс фортепиано и отделение композиции Латвийской консерватории; в 1970-е начал писать песни, слова к которым сочиняли латвийские поэты-песенники, а в 80-е композиции Паулса исполняли звезды советской эстрады — Яак Йоала, Лайма Вайкуле, Валерий Леонтьев и, конечно, Алла Пугачева.

   
   

«Вернисаж»

Эта песня на слова Ильи Резника впервые прозвучала в программе «Новогоднего огонька» в 1986 году в исполнении Валерия Леонтьева и Лаймы Вайкуле. Именно в этой версии песня про случайную встречу на вернисаже и стала чрезвычайно популярной в Советском Союзе и прочно вошла в репертуар и Вайкуле, и Леонтьева — они пели её как вместе, так и на сольных концертах.

«Ещё не вечер»

Еще один хит на слова Ильи Резника с того «Огонька» 1987 года — но теперь в сольном исполнении Лаймы Вайкуле. Для латвийской певицы эти две композиции стали билетом на большую эстраду всего Советского Союза. Причем если «Вернисаж» был её — и Леонтьева — изначально, то «Ещё не вечер» Паулс сначала предлагал Алле Пугачевой, но та отказалась.

«Маэстро»

Впрочем, для Пугачевой композитор к тому времени уже написал «Маэстро» (на слова всё того же Резника) — эта песня была издана на миньоне летом 1981 года и стала одной из визитных карточек певицы (хотя уж у неё-то их было много). Любопытно, что если на её концертах присутствовал Паулс, то Пугачева во время исполнения этой песни обращалась именно к нему.

«Миллион алых роз»

Официально эта песня на стихи Андрея Вознесенского называлась просто «Миллион роз». Именно под таким названием она вышла на миньоне «Мелодии» в декабре 1982 года и стала популярной у слушателей СССР, но в народе к «розам» обязательно добавляли «алые». Телепремьера состоялась в программе «Новогодний аттракцион» 2 января 1983-го, уже к концу того года Пугачева с ней стала лауреатом «Песни года». Любопытно, что этот хит был написан раньше его всесоюзной славы — просто в виде прошедшей совершенно незамеченной песни на латышском в исполнении Айи Кукуле. Но популярной композиция стала лишь после того, как Вознесенский наложил на музыку историю, которая вроде бы случилась с грузинским художником Нико Пиросмани, влюбившимся безответно в актрису Маргариту де Севр.

«Танец на барабане»

А в 1980-м еще один плод сотрудничества Паулса и Вознесенского буквально сделал звездой начинающего певца Николая Гнатюка. К тому времени Гнатюк уже стал победителем Всесоюзного конкурса артистов эстрады, с песней Давида Тухманова «Я с тобой танцую» выиграл конкурс в Дрездене и должен был представлять СССР на песенном конкурсе в польском Сопоте. Но новой композиции у него не было — и на помощь пришла музыкальный редактор Всесоюзного радио Людмила Дубовцева, которая нашла у Паулса очень бодрую мелодию, а потом уговорила Вознесенского написать на неё слова. В Сопоте Гнатюк победил — хотя поначалу его принимали не слишком радушно (в то время в Польше были сильные антисоветские настроения), и буквально наутро проснулся знаменитым. Любопытно, что эту песню у исполнителя едва не отобрала София Ротару, которой она очень понравилась — но всё обошлось; Ротару спела её второй — для фильма «Душа».