Алевтина Иоффе: «Погружение в искусство не должно быть принудиловкой!»

Дирижёр Алевтина Иоффе. © / www.globallookpress.com

Об этом «АиФ» поговорил с главным дирижёром Детского музыкального театра им. Н. И. Сац Алевтиной Иоффе, руководителем школы искусств «Классики»

   
   

Сделайте детей счастливыми

Екатерина Бычкова, «АиФ»: Алевтина Николаевна, как родителям понять, на что способен их ребёнок, чтобы помочь выбрать ему сначала хобби, а потом и увлечение всей жизни? 

Алевтина Иоффе: Ребёнок должен испытывать радость от того, что делает, а не угнетение и принуждение. Потому что в детстве приобретаются самые серьёзные комплексы, от которых потом трудно (а бывает, и невозможно) избавиться. Для того чтобы избежать подобной участи, ребёнку необходимо заниматься только тем, к чему у него есть склонность. Поэтому, конечно, это огромная ответственность родителей и преподавателей - рассмотреть талант и раскрыть его. Одного рецепта для всех дать не могу. Но уверена, что к своему ребёнку необходимо постоянно прислушиваться, присматриваться, жить с ним на одной волне. И всегда помнить о главном: он непременно должен быть счаст­лив! 

- В вашей собственной жизни именно так всё и сложилось?

- Я, безусловно, счастливый человек. Мама помогла раскрыть мой талант. Когда я была маленькой, то постоянно организовывала детские праздники, режиссировала спектакли, всех собирала, вела куда-то. Сегодня у меня нет сомнений в том, что делаю. Я даже свою работу не могу и работой-то назвать, потому что это мой образ жизни. Когда я, например, готовлю что-то дома, всё равно «в музыке» нахожусь, слушаю её по каналу «Меццо». И представить себе не могу, как жить, если работа раздражает, ведь мы большую часть жизни проводим, работая. И поэтому мне бы очень хотелось, чтобы и мои ученики жили такой же наполненной жизнью.

На все лады

- Как увлечь детей классической музыкой?

- Я много работаю в Моск­ве и регионах и отчётливо вижу, что наши традиции - литературные, танцевальные, музыкальные - ускользают. Мы теряем свою ориентацию в мировой культуре. В моём детстве было принято, чтобы ребёнок ходил в музыкальную школу, на танцы, балетом занимался или живописью. Сейчас многие дети не получают тех знаний и навыков, которые необходимы любому хорошо образованному человеку. Поэтому мне бы хотелось по мере сил поддержать традицию классического и современного балета, танца и музыки. Собственно, для этого и организованы «Классики» как возможность получения дополнительного образования в школе № 1270.

   
   

- Чему учатся воспитанники «Классиков», на каких инструментах играют?

- На выбор ребят три программы (подробнее - на сайте sch1270c.mskobr.ru, в разделе «дополнительное образование»). Занятия по вокалу и музыкальному инструменту проходят индивидуально, остальные (хорео­графия, балет, хор, актёрское мастер­ство) - в группе. Пока решили предложить пять инструментов - скрипку, флейту, фортепиано, гитару, аккордеон или баян. Этот состав хорошо подходит для того, чтобы создавать небольшие ансамбли. А в ансамбле всегда играть интереснее, чем одному стоять и «пиликать».  

Предмет «актёрское мастерство» вообще необходим в жизни, в общении с людьми. Овладев его основами, начинаешь владеть любой ситуацией и вести себя в ней соответст­венно. И, разумеется, ребята изучают танец - и классиче­ский, и современный. Но по­гружение в искусство не должно быть принудиловкой, занятия должны быть ребёнку в радость.

Ещё хотелось бы, чтобы у нас появились спектакли, которые дети выпускали бы сами. Например, в конце года. Представляю ребят, сидящих в кругу, вместе пишущих сценарий, вместе делающих декорации, что-то ещё придумывающих. Уверена, что так можно почувствовать вкус к созиданию.

Также необходимо учиться музыкальной грамоте и элементарной теории музыки. Это и есть основы гармонии, из которой рождается искусство. Что такое ноты, какие бывают лады? Ведь у каждого народа свой лад (способ построения звукоряда. - Ред.), поэтому и поговорка такая появилась - «на все лады».  

Да, в «Классиках» с детьми будут работать профессиональные музыканты, танцоры, дирижёры, певцы.

В гости к Бетховену приведёт Робби-робот

- А музыкальный лекторий в школе № 1270 планирую вести сама. Он разделён на три возрастные и тематические группы. Младшая - ребята с 4  о 6 лет, у них занятия будут длиться по 30 минут. Они будут выстроены как маленькие рассказики о вымышленном персонаже по имени Робби-робот, который прилетает к нам с далёкой планеты через порталы искусства в разные эпохи. Например, он попадает в комнату к Бетховену, который пишет свою Девятую симфонию, или оказывается в Лейпциге в гостях у Баха, который в этот момент играет на органе... И всё это в виде живого диалога с анимацией, с видеорядом, с выступлением артистов из Дет­ского музыкального театра им. Н. И. Сац. 

Вторая возрастная группа (от 7 до 10 лет) будет изучать русское искусство, знакомиться с его родоначальниками Чайковским, Глинкой, Мусоргским. И третья группа (с 11 до 14 лет, это уже достаточно взрослые юноши и девушки) станет постигать высшее искусство - мир, который создали Сергей Дягилев и музыканты, которые у него работали, направления в искусстве, возникшие при его участии в ХХ веке. Жанр оперы будем изучать, говоря о судьбе Марии Каллас, о голосе Анны Нетребко, о знаменитых театрах. Разговаривая про симфонии, познакомимся с Гергиевым и Караяном, например. Я считаю, что всё это современному человеку необходимо знать.

- Ваши ученики овладеют неким культурным кодом, понимание которого - пропуск в мир высокого искусства?

- Да, я хочу показать современным юношам и девушкам, что опера и балет - элитарное искусство, что в концертные залы и театры ходят люди, у которых совсем другой уровень жизни. Но эту жизнь они измеряют не деньгами - у них к ней иной подход, наполненный другим смыслом. Они обсуждают, какая выставка прошла в Париже и что сейчас показывают лучшие музеи Москвы. Возможно, кто-то рядом и станет разговаривать про то, в какой торговый центр поехать на шопинг. Но у моих учеников будет гораздо больше тем для разговоров.

Я готова взять на себя ответственность за то, чтобы сделать ребят культурными людьми в самом прямом смысле слова, хорошо образованными и качественно воспитанными. Во-первых, чтобы они умели на соответствующем уровне общаться друг с другом. А во-вторых (и это самое главное), чтобы они сохранили и понесли дальше русскую и мировую культуру. Мне бы очень хотелось, чтобы дети научились разговаривать красивым русским языком на интересные темы, чтобы они могли танцевать, петь, музицировать. Именно для этого и создана школа «Классики». 

Интересные факты

Алевтина Иоффе - российский дирижёр, педагог. Главный дирижёр Детского музыкального театра им. Н. И. Сац с 2011 г. Под её руководством в театре были поставлены «Евгений Онегин», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Золушка», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Волшебная флейта», а также балеты из знаменитых «Русских сезонов» Сергея Дягилева, восстановленные в партнёрстве с Андрисом Лиепой специально для театра им. Н. И. Сац.

С мая 2015 г. - главный приглашённый дирижёр Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия).

В 2016 г. принимала участие в VI Международном фестивале Дениса Мацуева по приглашению известного пианиста.