«Карузо» из Одессы. Как Валерий Ободзинский уживался с советской властью

Валерий Ободзинский. © / Кадр youtube.com

24 января 1942 года родился кумир советской эстрады Валерий Ободзинский.

   
   

***

В 1970-е годы  Ободзинский был одним из самых известных исполнителей советской эстрады. «Эти глаза напротив», «Неотправленное письмо», «Восточная песня», «Что-то случилось», «Ребята семидесятой широты», «Белые крылья», «Листопад», «Колдовство» — эти песни в его исполнении раздавались почти из каждого окна, а на концерты музыканта невозможно было достать билеты.

В отличие от обычных зрителей партийное начальство недолюбливало Ободзинского — им не нравилась его «несоветская» манера исполнения и выбор репертуара, в котором он смешивал «одобренных» композиторов и западный шансон. В день рождения Ободзинского АиФ.ru вспоминает, как складывалась карьера знаменитого певца.

Валерий Ободзинский. 1976 год. Фото: Commons.wikimedia.org/ Kalendar

Шпана из Одессы

Валерий Ободзинский родился в 1942 году в оккупированной фашистами Одессе. Его родители ушли на фронт, а мальчику удалось пережить Великую Отечественную войну благодаря заботливой бабушке, которую он всю жизнь с любовью называл «мама».

В детстве Ободзинский не мог похвастаться ни примерным поведением, ни хорошей успеваемостью в школе, зато отличался звонким голосом и любовью к пению. Мальчишка с большим успехом выступал на пляжах Одессы перед отдыхающими, однако после его «концертов» зрителей всегда ожидал неприятный сюрприз: пока Ободзинский пел, аккомпанируя себе на контрабасе, местная шпана обчищала карманы отдыхающих. Считается, что именно тогда, в воровской среде, знаменитый артист приобщился к алкоголю. Спустя много лет эта пагубная привычка станет главной причиной его преждевременной смерти.

Уже в юности Ободзинский отличался оригинальным репертуаром, помимо популярных советских шлягеров тех лет, он выбирал итальянские песни. Говорят, лучше всего у него получалась «Аве Мария», за исполнение которой Ободзинский у сверстников получил прозвище «Карузо».

   
   

«Западным певцом» его называли и в годы всесоюзной популярности, он же этого не стеснялся, а, наоборот, старался перенимать манеры лучших иностранных артистов — Элвиса Пресли, Фрэнка Синатры, Марио Ланца. «Я пою открытым голосом. Все западные певцы поют открытым голосом. Они поют душой, и я тоже пел душой. Они правдивые. Я не хочу ругать наших, но они поют поставленными голосами. Я считаю, что у нас не было эстрады, а как бы был второй сорт оперы...», — говорил музыкант.

«Несоветский» певец

Феномен Ободзинского заключался не только в его оригинальном репертуаре и «несоветской» манере исполнения — артист обладал уникальным голосом и абсолютным музыкальным слухом, хотя серьёзно пению никогда не обучался.

Врождённый талант позволил Ободзинскому поступить на работу в Томскую филармонию, где он несколько лет выступал в качестве солиста и контрабасиста. Во время гастролей музыкант познакомился с болгарским композитором Борисом Карадимчевым, который подарил артисту свою композицию «Луна на солнечном берегу», именно её исполнение принесло успех молодому певцу.

Зрители сразу полюбили артистичного музыканта, в конце 1960-х песня Давида Тухманова «Эти глаза напротив» в исполнении Ободзинского считалась едва ли не главным шлягером советской эстрады. Единственным певцом, который по популярности мог сравниться с Ободзинским, был Муслим Магомаев. Администратор музыканта Павел Шахнарович рассказывал: «Приведу для сравнения такие цифры: в Запорожье у Магомаева — 7 дней, 8 концертов, на круг 89 процентов заполняемости зала. Мы работаем 10 дней, 14 концертов, 100-процентный аншлаг, плюс еще процентов 20 мы продаем входных. Вот что такое был тогда Ободзинский».

Валерий Ободзинский с дочерью. Фото: Кадр youtube.com

С ростом популярности Ободзинского всё чаще критиковали. Начальство в Управлении культуры было недовольно выбором композиций, Ободзинскому говорили: «У вас в репертуаре нет песен о партии, комсомоле, начисто отсутствует колхозная и военная тематика». А председатель Гостелерадио СССР Сергей Лапин (который славился тем, что лично контролировал количество появлений на телевизионном экране лиц еврейской национальности), просматривая отснятый для новогоднего «Огонька» материал однажды закричал: «Уберите Градского!». На что ему возразили: «Да это не Градский, это Ободзинский!». «Тем более уберите! Хватит нам одного Кобзона», — возмутился чиновник. Примечательно, что многие считали Ободзинского евреем, хотя сам он по национальности был наполовину украинцем и наполовину поляком.

На радио не менее внимательно следили за репертуаром «несоветского» певца. Александр Цыгальницкий, ударник музыкального ансамбля Ободзинского, вспоминал: «Как-то ему позвонили из радиокомитета: «Вашу „Восточную песню“ запретили...». Почему?! Оказывается, кому-то «наверху» не понравились слова: «В каждой строчке — только точки после буквы «Л... », Ты поймешь, конечно, все, что я сказать хотел... ». Мировой пролетариат тогда готовился к столетию со дня рождения Ленина».

Жирную точку в карьере Ободзинского чуть было не поставил министр культуры РСФСР Алексей Попов, который, побывав на концерте популярного исполнителя, возмутился: «И это называется советский певец! Я такого западничества не потерплю!». Около года все выступления музыканта в СССР были под запретом. Однако и среди чиновников у Ободзинского нашлись поклонники: заведующему Отделом культуры ЦК КПСС Василию Шауро нравилось творчество музыканта, поэтому ему вновь дали возможность выходить на сцену.

«Надоело унижаться»

С годами раскованное поведение исполнителя на сцене и его смелый репертуар не менялись, поэтому «травля» музыканта продолжалась. В «Советской культуре» о концерте Ободзинского писали: «Что хочет сказать своими песнями исполнитель? К чему призывает? Чему учит? Изжеванная и навязчивая тема любви — вот чему отводит певец два часа своего пребывания на сцене».

В прессе всё чаще говорили об Ободзинском в негативном ключе, но в его жизни появилась куда более серьёзная проблема — алкоголь. Пагубная привычка привела к тому, что Ободзинский развёлся с женой, а в 1986 году принял решение уйти со сцены.

Исчезновение певца для его поклонников стало настоящей загадкой. О том, куда пропал Ободзинский, ходили самые невероятные слухи, но правда оказалась куда более неожиданной — знаменитый артист устроился работать сторожем на галстучную фабрику.

Лишь спустя десятилетие, благодаря поддержке своей преданной поклонницы и гражданской жены Анны Есениной, талантливый артист вернулся на сцену. В сентябре 1994 года в концертном зале «Россия» состоялось триумфальное выступление Ободзинского — после первой же песни зал взорвался аплодисментами.

Усталый, располневший, но не утративший внутреннего достоинства и своего уникального голоса певец вновь давал концерты и терпеливо отвечал на вопрос, который мучил его слушателей все эти годы: «Очень часто меня спрашивают: почему вы так надолго исчезли? Творческая жизнь складывалась по-разному. Был момент, когда я достиг своего потолка. И понял: дальше не пустят. Надоело унижаться перед всеми: перед работниками телевидения, радио, которые с подачи сильных мира сего резали мои записи. Чиновники от культуры заявляли, что я пою не по-советски... Прошло время».

К сожалению, вновь приобретённая популярность артиста была недолгой. 26 апреля 1997 года Ободзинский скончался от сердечной недостаточности. Знаменитому музыканту было всего 55 лет.