Капитан «Мушкетёров». Георгий Юнгвальд-Хилькевич и его шедевры

Режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич, 2009 г. © / www.russianlook.com

Когда режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич был маленьким мальчиком, он очень любил читать. Однажды ему в руки попал роман Александра Дюма «Три мушкетёра». Надо ли говорить, что книга залпом была прочитана от корки и до корки. «Именно тогда я безудержно и бесповоротно влюбился в мушкетёров», — признаётся режиссёр. 

   
   

И, конечно, отучившись на Высших курсах сценаристов и режиссёров и попав в режиссёрский штат на Одесскую киностудию, Юнгвальд-Хилькевич не мог не мечтать когда-нибудь снять свой фильм по книге Дюма.

Он вспоминает, что, прежде чем приступить к работе над картиной, дни и вечера проводил в библиотеках, перечитал тонны литературы, исторической и художественной, о временах мушкетёров и королей. 

Юнгвальд-Хилькевич представлял себе историю своих мушкетёров, костюмы, декорации, но... не представлял, кто же будет играть этих героев. Единственными актёрами, которые сразу были утверждены на роли, оказались Олег Табаков (Людовик XIII) и Алиса Фрейндлих (Анна Австрийская). Но с ними тоже возникли проблемы. Если Олегу Табакову пришлось пару раз объяснять, каков же его персонаж, «король — не король», правящий без энтузиазма, который с этим самым энтузиазмом умел только мастерить мебель, то Алиса Фрейндлих никак не могла понять, что же от неё хотят.

Режиссёр с упоением рассказывал актрисе, какая же была на самом деле Анна Австрийская, что она полуиспанка-полунемка, что это очень сказалось на её характере, о том, как она относилась к королю, как изменяла ему, да даже о том, какое исподнее носила на балах. После пламенной речи Юнгвальда-Хилькевича Алиса Бруновна ему сказала: «Это всё понятно. Но как играть её?». Режиссёр снова пустился в пересказ истории королевы. И так несколько раз. В итоге Алиса Бруновна уже чуть не плакала. Съёмочный день подходил к концу, нужно было разъезжаться по гостиничным номерам. И тут Георгий Юнгвальд-Хилькевич нашёлся: «Она же изменяет королю и дарит подвески, подаренные королём, своему любовнику, хотя сама по себе, как немка, очень осторожный человек. Почему она это делает? А потому, что это самый верный и самый болезненный способ сделать гадость своему мужу, так бы сделала настоящая испанка». После такого подробного объяснения женского коварства Алиса Бруновна тут же сыграла свой эпизод.

«Д’Артаньян и три мушкетёра». Кадр из фильма

Что касается всех остальных героев, то их исполнители менялись буквально во время съёмок. Например, на роль главного героя, Д’Артаньяна, уже был утверждён Александр Абдулов. Но, как говорят, он не смог, как требовалось, отработать музыкальную часть фильма. 

В это время Георгий Юнгвальд-Хилькевич отправился в Ленинград, чтобы посмотреть на будущего Рошфора — Михаила Боярского. Посмотрел, покивал головой и уехал. Но когда опоздавший на съёмки, запыхавшийся Боярский в старинном костюме ворвался в павильон Одесской киностудии, Юнгвальд-Хилькевич тут же без проб переутвердил его на роль Д’Артаньяна.

   
   
«Д’Артаньян и три мушкетёра». Кадр из фильма

Валентин Смирнитский почти подходил на роль Портоса — высокий, дружелюбный, с таким простым «французским» лицом. Но вот незадача — слишком худ. Актёр, видя сомнения режиссёра, клятвенно пообещал, что быстро наберёт недостающие килограммы. Обещание своё он выполнил на ура. 

На роль Атоса, как ни странно, по задумке режиссёра пробовали... Василия Ливанова, будущего Шерлока Холмса. Как вспоминал Юнгвальд-Хилькевич, Василий Ливанов выглядел идеальным Атосом на фотопробах в Одесской киностудии, но на кинопробы актёр не пришёл, где-то затерялся в солнечной Одессе, поэтому пришлось подбирать ему замену. Нашли довольно далеко от города у моря — в Москве. В одном из спектаклей Театра на Таганке блистал Вениамин Смехов. Его-то и «выцепили» прямо со сцены на съёмочную площадку «Мушкетёров».

«Д’Артаньян и три мушкетёра». Кадр из фильма

С Арамисом всё получилось удачнее всего — Игоря Старыгина просто подвёл к режиссеру Михаил Боярский. А вот с Миледи снова вышла незадача. Елене Соловей, уже утверждённой на эту роль, день за днём всё труднее было влезть в костюм Миледи. Режиссёр, почувствовав подвох, стал наблюдать за ней, и в конце-концов Соловей пришлось признаться, что она находится в интересном положении. Конечно, ни о каких съёмках, скачках на конях и беготне речи быть не могло. Так роль коварной соблазнительницы и отравительницы предложили Маргарите Тереховой. Маргарита Борисовна была в то время обижена на Юнгвальда-Хилькевича за то, что он отказал ей в роли в «Опасных гастролях». Пришлось режиссёру извиняться и объяснять, что на главную роль ему в Госкино утвердили Пырьеву, заявив: «Хотите Терехову, не будет Высоцкого». Пришлось тогда пожертвовать Тереховой. 

Съёмки «Трех мушкетёров» начались 1 апреля 1978 года и проходили в Одессе, во Львове и в Таллине. Чтобы выглядеть разудалым Д’Артаньяном, Михаил Боярский отрастил длинные усы. Но в кадр они полностью не попали: гримёры так старались придать настоящим усам Боярского мушкетёрский вид, что передержали плойку и сожгли усы. Так что на экране Михаил Боярский гарцует на коне с подклеенными усами. 

Беда с усами компенсировалась тем, что во многих трюковых сценах Михаил Боярский смог поучаствовать самолично, правда, разрешили ему это не сразу. Для съёмок трюков на площадку были вызваны профессиональные каскадёры. Началась съёмка эпизода, где Д’Артаньян дерётся с Рошфором и прыгает с высокого здания в стог сена. Эту сцену должен был исполнить дублёр. Но Михаил Боярский запротестовал, сам залез на верхотуру и... прыгнул. Оставшись целым и невредимым и полностью уверившись в своих способностях, во многих последующих эпизодах он «отстранял» от работы своих дублеров. 

Фильм был снят за 4 месяца, но так вышло, что ещё год он ждал своего часа, прежде чем появиться на широком экране. А виновата была ссора между режиссёром Юнгвальдом-Хилькевичем, автором сценария Марком Розовским и автором текстов к песням Юрием Ряшенцевым. Розовскому не понравилось, что его сценарий в некоторых моментах переписали без его ведома, а Ряшенцева не устроило то, что слова в песне Миледи заменили и в титрах приписали «этот ужас» ему. Поэт и сценарист подали в суд на Юнгвальда-Хилькевича, суд выиграли, но ничего с этого не получили. Фильм, полежав год на полке, всё-таки вышел на экраны и снискал небывалую зрительскую любовь.

В 1990-х и в 2000-х вышло сразу три продолжения знаменитых «Мушкетёров», но это была уже другая история. Сам режиссёр не очень любит вспоминать об этих съёмках, говорит, что если бы знал, что актёры, которые когда-то слушались его с полуслова, заболеют звёздной болезнью и начнут капризничать, сделал бы так, чтобы в самом начале продолжения всех мушкетёров передушил бы сын Миледи Мордаунт.

Смотрите в фотогалерее: Лучшие фильмы режиссёра Георгия Юнгвальд-Хилькевича