Скорее всего эти эпитеты — «секс-бомба» и «секс-символ» — глубоко оскорбили бы советских красавиц 1960-х. Хотя женственности, привлекательности и сексуальности у них было в избытке. А советские режиссеры времен «оттепели» умели ценить красоту и подчеркивать ее в своих фильмах.
В 1963 году эффект разорвавшейся бомбы произвела мелодраматическая комедия режиссера Генриха Оганисяна «Три плюс два». Казалось бы, что такого — отдых «дикарем» на море. Такой способ провести отпуск не удивил бы никого в Союзе, если бы ни одно «но»: две ослепительные красавицы в... купальниках. Блондинка и брюнетка. Так молодые актрисы, две Натальи, Фатеева и Кустинская, стали предметом обожания советских мужчин и секс-символами (пусть даже таких слов в СССР не было) нашего кино. Фатееву тут же окрестили «русской Лиз Тейлор», Кустинскую — «нашей Бриджит Бардо». Aif.ru вспоминает, кого еще считали первыми красавицами 1960-х.
Наталья Фатеева
До «Три плюс два» Наталья уже снималась в кино и играла в театре. Но именно эта роль стала звездной. Ее героиня — укротительница тигров Зоя, дерзкая брюнетка с холодными голубыми глазами — запала в сердца многим мужчинам. Неудивительно, что под ее чарами пали режиссер Владимир Басов и летчик-космонавт Борис Егоров. Судачили, что Фатеева увела Басова из семьи (он в то время был женат на актрисе Розе Макагоновой), но это только слухи... Так или иначе брак их продержался всего три года. Наталья не выдержала приступов дикой ревности супруга и его алкогольной зависимости. Не остановило решительную красавицу и то, что в семье родился сын. Она ушла, не оглядываясь, и вычеркнула мужа из своей жизни навсегда. И вскоре в гостях у друзей познакомилась с героем-космонавтом Борисом Егоровым. Да, он был женат. А если это любовь? Ослепительная Фатеева вскружила голову Егорову похлеще тренажёра-центрифуги. Космонавт развелся и тут же вступил в новый брак, в котором родилась дочка Наталья. Но спустя всего пять лет семейная жизнь актрисы снова потерпела крах. Муж страстно полюбил... Наталью Кустинскую, напарницу Фатеевой по «Три плюс два».
Конечно, мужчины продолжали окружать актрису вниманием, порой — навязчивым. Ей приписывали романы с коллегами-актерами, в том числе и с Андреем Мироновым. А она считала свою красоту не даром, а скорее наказанием: мужчины летят, как мотыльки, а женщины ненавидят и завидуют. Фатеева в обычной жизни предпочитала ходить без макияжа, а разговоры о ее красоте всегда только раздражали актрису.
Сейчас Фатеева ведет затворнический образ жизни и не общается ни с детьми, ни с коллегами.
Наталья Кустинская
Судьба «блондинки» из «Три плюс два» тоже сложилась трагично.
Очарование Кустинской признали не только у нас, но и за рубежом. В 60-е по версии французского журнала «Кандид» Наталья вошла в десятку самых красивых актрис мира. А сниматься она начала еще будучи студенткой, В коридорах ВГИКа на красивую девушку обратил внимание режиссер Григорий Рошаль и пригласил ее в драму «Хождение по мукам. Хмурое утро». А потом было раннее замужество с режиссером Юрием Чулюкиным, который и сам жену не снимал, и к другим не отпускал, дико ревнуя. А когда Чулюкин в комедии «Девчата», нарушив обещание, в роли Тоси снял не Наталью, а Надежду Румянцеву, брак и вовсе дал трещину. Такого предательства Наталья мужу не простила.
Потом был головокружительный успех комедии «Три плюс два», где прямо на съемочной площадке Кустинская, говорят, вскружила голову и Миронову, и женатому на тот момент Евгению Жарикову... А после выхода фильма — и всему мужскому населению страны.
А вот муж завел любовницу, и Наталья ушла с гордо поднятой головой, не слушая его мольбы о прощении. После длительного и нервного развода актриса вышла замуж за сотрудника Внешторга, который стоически переносил невероятную популярность жены и сплетни о ее романах с коллегами. В этом браке появился сын Дмитрий. А потом случилась роковая встреча с мужем Фатеевой — космонавтом Егоровым. Тот начал просто преследовать хрупкую блондинку, и Кустинская стала для Фатеевой роковой разлучницей, разбившей ее семью. С тех пор между красавицами Натальями пробежала черная кошка. А Кустинская прожила с Егоровым счастливые 20 лет, пока не узнала о его измене. И — ушла от мужа... Он умолял простить его, но Наталья вновь вышла замуж, поговаривали, что в отместку бывшему. Егоров спустя три года умер.
Актриса никогда не была одна, всего она выходила замуж 6 раз. После трагической гибели единственного сына Наталья Николаевна так и не оправилась, серьезно заболела, а в декабре 2012 года ее не стало.
Светлана Светличная
Белокурую, не по-советски, а буржуазно красивую Светлану Светличную прославила небольшая роль в фильме Гайдая «Бриллиантовая рука» (1968). Тогда «в огнедышащей лаве любви» расплавилось немало мужских сердец. Актриса с незабываемой внешностью и так запомнилась по главной роли в комедийной мелодраме Эдмонда Кеосаяна «Стряпуха» (1965). Но секс-бомбой Светличную сделала именно ее мошенница, эротично снимающая халатик в комедии Гайдая. Стриптиз в советском кино?! Небывалая дерзость для того времени.
Потом в фильмографии актрисы было множество драматических ролей: «Неподсуден», «Семнадцать мгновений весны», «Место встречи изменить нельзя». Ее героини были лиричные, нежные, влюбленные... Но приставка «секс» все равно никак не хотела отклеиваться от актрисы. Настолько была хороша Светлана, что ее постоянно включали в состав наших кинематографических делегаций, выезжающих за границу: вот, полюбуйтесь, и мы «не лыком шиты». При этом сама Светличная считает роль в «Бриллиантовой руке» чуть ли не ошибкой, ведь образ, который она создала, был настолько ярким, что перечеркнул ее мечту сыграть когда-нибудь Анну Каренину...
В жизни Светлана Афанасьевна оказалась однолюбом. Ее сердцем еще в студенчестве завладел Владимир Ивашов («Баллада о солдате»), он учился на курс старше. Вскоре молодые люди поженились, в семье родились два сына. Но талантливым и красивым людям оказалось непросто ужиться вместе. Начались скандалы, измены... Владимир хотел, чтобы у красавицы-жены было все, что она пожелает, и решил подрабатывать на стройке, где подорвал здоровье и ушел из жизни молодым — в 55 лет. В жизни Светличной были и другие романы, но таких чувств, как к мужу, уже не возникало. До последнего времени актриса появлялась на публике всегда стильная, при макияже, стройная, сохраняя статус роковой красавицы. Сейчас Светлана Афанасьевна ведет уединенный образ жизни в силу серьезных проблем со здоровьем.
Анастасия Вертинская
Слава и любовь всех мужчин от мала до велика пришла к Анастасии очень рано. Это она — неземная красавица Ассоль из «Алых парусов» (1961) режиссера Александра Птушко по одноименной повести Александра Грина. И прекрасная Гуттиэре из «Человека Амфибии» (1961) тоже она. Глядя на эту инопланетную красоту, зрители и не сомневались, что именно к такой девушке должен приплыть капитан Грей (Василий Лановой) и только в нее мог влюбиться Ихтиандр (Владимир Коренев). Даже строгие педагоги не смогли совладать с чувствами и дали абитуриентке второй шанс, когда Вертинская поступала в «Щуку», ведь сначала она «завалила» экзамены. Потом была роль-мечта всех юных актрис — Офелия в «Гамлете» с Иннокентием Смоктуновским. С ней к актрисе пришла и мировая известность. «Советская Вивиен Ли» окрестили ее на Западе. А затем Сергей Бондарчук выбрал ее на роль Лизы Болконской в свою легендарную эпопею «Война и мир».
В «Мастере и Маргарите» Юрия Кары главной героиней стала тоже она. Снова режиссера убедили ее необыкновенные глаза.
Позже актриса признавалась, что если и ошибалась в своей жизни, то только в любви. Первым мужем Вертинской был тогда еще не именитый режиссер, но очень талантливый Никита Михалков. Молодые амбициозные люди не смогли сберечь семью и расстались, но у пары есть общий сын Степан. Потом был брак с Александром Градским, гениальным певцом и ценителем женской красоты. Продлились эти отношения меньше пяти лет. Ходит молва о романах актрисы с коллегами, якобы под чарами «роковой Ассоль» пали Олег Ефремов, Борис Эйфман, Павел Слободкин... Но сама Анастасия считает, что муж у нее был один — Никита Михалков. К институту брака она относится скептически и убеждена, что в ее жизни всего два главных мужчины — отец (Александр Вертинский) и сын. Сейчас Анастасия Александровна посвятила себе семье, внукам и правнукам. Но называть себя бабушкой не позволяет, потому что звание «секс-символ» со словом «бабушка» несовместимы.
Людмила Гурченко
Икона стиля, Примадонна... Какими только званиями не награждала Людмилу Гурченко народная молва. Она и на самом деле была королевой, дивой, требовательной ко всем вокруг, но больше всего к себе. До самых последних дней мужчины оборачивались ей вслед, а женщины в присутствии Людмилы Марковны инстинктивно выпрямляли спину. Она была безупречна...
Гурченко без сложностей поступила во ВГИК, яркая артистичная девушка и пела, и танцевала, и играла на пианино. А слава обрушилась на нее уже в 21 год после выхода на экраны музыкальной комедии «Карнавальная ночь» (1956). Ее Леночка Крылова — красавица, умница — покорила всех зрителей независимо от пола и возраста. «Пять минут, пять минут...» — подпевала вся страна. А женщины бросали косые взгляды на осиную талию актрисы, пытаясь как-то скопировать эту невероятную фигуру. Потом была роль в комедии «Девушка с гитарой», специально написанная для актрисы. И началась черная полоса — Гурченко прекратили приглашать в кино. Почему? Не исключено, что виноваты отвергнутые ухажеры. Прошло больше десяти лет, прежде чем актрису снова вознесли на пьедестал: «Соломенная шляпка», «Любимая женщина механика Гаврилова», «Вокзал для двоих» — именно за роль в этом фильме Гурченко получила приз лучшей актрисы года по версии журнала «Советский экран». А самое главное, что Людмила Марковна была настолько предана профессии, что не боялась быть смешной и нелепой и делала это блестяще: ее разлучницу Раису Захаровну из комедии «Любовь и голуби» цитируют до сих пор.
Первый брак актрисы с режиссером Василием Ордынским был очень ранним, Гурченко было всего 18 лет. Семейная жизнь продлилась год. Вторым мужем артистки стал историк и сценарист Борис Андроникашвили, именно в этом браке родилась единственная дочь Гурченко — Мария. Потом актриса создала семью с актером Александром Фадеевым, приемным сыном знаменитого писателя. Четвертый союз Людмилы Марковны был поистине звездным, она вышла замуж за певца Иосифа Кобзона. Брак долго не продержался, слишком яркие личности не ужились вместе. А вот следующие отношения с музыкантом Константином Купервейсом продлились 18 лет. Со своим шестым мужем продюсером Сергеем Сениным дива познакомилась в 1991 году на съемках фэнтези-детектива «СекСказка», где актриса, кстати, играла дьявола в женском обличии. Муж был младше избранницы на четверть века, но жили они вместе долго и счастливо почти 20 лет до ухода Людмилы Гурченко из жизни. До конца своих дней Людмила Марковна оставалась звездой, держала себя в форме, стильно одевалась, ходила на высоких каблуках, а ее талии могли позавидовать совсем юные девушки. Людмила Марковна вела неравный бой с возрастом. Режиссер Андрей Житинкин рассказывал, что, проходя как-то мимо гримерки Гурченко, увидел, что она сидит напротив зеркала и произносит странный текст: «Что мне с ней делать?! Что?! С этой проклятой старостью».