Из ада в утопию. «Подходящая» эпоха для Тома Стоппарда

Том Стоппард. © / www.globallookpress.com

Томаш Штраусслер (позже ставший Томом Стоппардом) родился 3 июля в 1937 году в еврейской семье в Чехословацкой Республике. В начале немецкого вторжения в Чехословакию, которое началось, когда мальчику не было и двух лет, его родители были вынуждены бежать в Сингапур, а затем в Индию. Уже после гибели отца-драматурга, отчим перевёз его семью в Англию, а оставшиеся в годы войны в Чехословакии родственники знаменитого писателя погибли во время Холокоста.

   
   

С таких недетских приключений началась жизнь будущей знаменитости, который с горечью наблюдал за своей, ставшей социалистической родиной. Но драматург никогда не думал, что родился не в то время или не в том месте. Наоборот, он говорит: «Я захватываю конец чего-то очень важного. В восемнадцать на моих глазах ковалось в буквальном смысле, — горячим металлом — слово. Газеты печатались тем же способом, что и при королеве Виктории. В мои девятнадцать английский театр абсолютно поменялся, и я по уши влюбился в его недавнее прошлое. Потом я застал падение коммунизма. Я всегда знал, что был рождён в правильное время».

С отчимом — Кеннетом Стоппардом — писателю повезло, он дал мальчику свою фамилию и сделал всё, чтобы тот вырос настоящим британцем. Уже в 17 лет Том Стоппард увлёкся журналистикой. Молодой человек начал сотрудничать с бристольскими газетами, о чём до сих пор с удовольствием вспоминает: «В юности здорово быть газетчиком: чувствуешь жизнь вовсю». А в 1960 году, переехав в Лондон, начал писать для радио, телевидения и работать театральным критиком под псевдонимом Уильям Бут

Том Стоппард. Фото: www.globallookpress.com

Когда Стоппарду было 30 лет, на сцене Национального театра состоялась премьера его драмы «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Парафраз шекспировского «Гамлета», посвящённый незадачливым друзьям датского принца, неожиданно даже для самого автора сделал его одним из ведущих британских драматургов. «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» и сегодня идёт на тысячах театральных сцен по всему миру. 

Искусство для Стоппарда всегда имело не столько эстетическое, сколько политическое значение. Его пьеса «Хороший парень стоит доброго отношения» посвящена советским диссидентам Фейнбергу и Буковскому. «Закодированный Гамлет и Макбет» написана на материале чешских событий, а телепьеса «Квадратный круг» посвящена польскому движению «Солидарность».

Но самое любимое произведение Стоппарда в России — это трилогия «Берег утопии», героями которой автор неожиданно избрал Белинского, Чаадаева, Герцена, Бакунина, Огарева, Аксакова и десяток других исторических персонажей. «Я начал писать книгу „Берег утопии“, когда стало понятно, что в России больше нет коммунизма, но на этом месте образовалась дыра, — вспоминал автор. — Я подумал, что Герцену как поборнику свободы мысли, свободы вообще было бы интересно существовать в это время».

Ещё задолго до написания «Берега утопии» Стоппард в рядах Amnesty International побывал в СССР. Драматург писал репортаж о диссидентах, которых держали в психиатрических больницах. А о своём визите в Златоглавую позже вспоминал так: «В Москве мне было страшно. Тут было серо, холодно, за мной следили, фотографировали на улицах, в Питере было чуть лучше». 

   
   
Том Стоппард. Фото: www.globallookpress.com

Но непогода и ужасы жизни диссидентов не испортили отношения Стоппарда к нашей стране, с начала 2000-х он возвращается сюда с постоянством влюблённого. Российским журналистам автор признаётся: «Я влюблён в вашу страну». И здесь ему платят той же монетой: ещё с начала 1990-х творчество автора очень популярно, его пьесы ставят и в академических театрах, и в маленьких студиях.

Даже тот, кто никогда не читал знаменитых пьес Стоппарда и не увлекается театром, не раз мог встретиться с популярным драматургом в кинозале. Помимо пьес, Стоппард пишет сценарии к фильмам: «Отчаяние», поставленное по роману Владимира Набокова, «Трое в лодке, не считая собаки» по книге Джерома К. Джерома, «Бразилия» с Робертом де Ниро в главной роли, «Империя солнца» с Джоном Малковичем — это его работы. А в 1999 году за сценарий к мелодраме «Влюблённый Шекспир» Стоппард получил свой первый «Оскар», который пополнил коллекцию и без того внушительных наград. Том Стоппард — командор ордена Британской империи, обладатель «Золотого глобуса», «Золотого льва», британского Ордена Заслуг, международной премии Дэна Дэвида и японской Императорской премии.