Иностранных кинозвезд в СССР знали. Не всех, конечно, но это было связано с перекосом советского проката в сторону европейского кино — особенно французского и итальянского. Несомненными звездами были Пьер Ришар, Жерар Депардье, Ален Делон или Жан-Поль Бельмондо — фильмы с ними регулярно попадали на экраны и становились очень популярными. А в начале 1980-х когорту таких звезд пополнил итальянец Адриано Челентано.
Трудно стать звездой
У себя на родине он к тому времени проделал большой путь и был знаменитостью национального масштаба. Челентано родился 6 января 1938 года в Милане и ещё в подростковом возрасте начал музыкальную карьеру — причем в качестве рок-исполнителя, поскольку тогда в моде был рок-н-ролл, и уже в 1960-м выпустил первый альбом «Adriano Celentano con Giulio Libano e la sua orchestra» (Адриано Челентано с Джулио Либано и его оркестром). Даже служба в армии не помешала его творчеству — в 1961-м Челентано впервые выступил на фестивале в Сан-Ремо и на сцену выходил в статусе военнослужащего, со специальным разрешением от Минобороны.
Конечно, рок-н-ролл в исполнении Челентано был своеобразным, с явным итальянским акцентом, но на том конкурсе он завоевал 2-е место — причем лишь потому, что в начале своего номера повернулся к залу спиной. Но тогда с этим было строго. Тем не менее песня «24000 Baci» (24 тысячи поцелуев) стала хитом, а Челентано, который вскоре вернулся на гражданку, развил бурную деятельность. Он чуть ли не ежегодной выпускал по большому студийному альбому, организовал собственную фирму грамзаписи, его песни становились национальными хитами, да и в остальной Европе пользовались заслуженным успехом. Вот с Сан-Ремо ему не везло — второй приезд туда в 1966-м снова закончился ничем, хотя он тогда исполнял одну из своих самых известных композиций «Il ragazzo della via Gluck».
Трудолюбивая кинозвезда
Но Челентано был неутомим и трудолюбив. Помимо музыки он часто снимался в кино, уже в середине 60-х стал режиссером — его дебютом в этом качестве стала комедия «Суперограбление в Милане», в которой он, конечно же, сыграл главную роль. Правда, стать кинозвездой у него долго не получалось — потребовалось целых полтора десятилетия, чтобы добиться успеха на экране, но и это Челентано в конце концов удалось. Прорывом стала тоже комедия — «Укрощение строптивого» 1980 года.
Конечно, и раньше в фильмографии Челентано были заметные картины — «Юппи-ду» 1975-го (вторая режиссерская работа) или «Блеф» 1977-го. Но именно после «Укрощения» критики словно разглядели его комедийный талант — или же всё сошлось в одной точке: дуэт с Орнеллой Мути, сценарий и режиссура комедиографов Франко Кастеллано и Джузеппе Пиполо (они делали «Блеф» и были одними из сценаристов «Невероятных приключений итальянцев в России»). И именно «Укрощение...» сделало Челентано одной из главных западных звезд в СССР.
Кинозвезда Советского Союза
В СССР фильм «Укрощение строптивой» вышел далеко не сразу — его показали советским зрителями только через три года. Но фурор он произвел такой, словно был самой горячей новинкой — 56 млн зрителей и законное первое место в рейтинге 1983 года. Отметим, что годом раньше комедия Леонида Гайдая «Спортлото-82» посмотрела примерно такая же аудитория — 55,2 млн. При этом Челентано в Советском Союзе, конечно, знали и до этого — и «Блеф» уже выходил в 1979-м (44,3 млн зрителей), и альбом «Soli» вышел ан «Мелодии», и песни его звучали буквально на каждой дискотеке. Впрочем, итальянская эстрада в 80-е была в целом очень любима советскими слушателями.
Поэтому, когда в июне 1987 года Челентано приехал в Советский Союз, этот обыденный визит превратился в целое событие. Обыденным он был потому, что сам певец и актер ехал в СССР с достаточно утилитарной целью — выгодно продать свой новый фильм «Джоан Луй», который на родине был принят без восторга. Но с советской стороны всё было сделано по высшему разряду — приглашение исходило от правления Союза кинематографистов и лично от Михаила Горбачева, интервью для ТВ у Челентано брал Ролан Быков, премьеру картины устроили в кинотеатре «Октябрь». Ну и разрешили дать два концерта в «Олимпийском», который на тот момент был самым большой концертной площадкой в Европе (30 тысяч зрителей). Правда, итальянцу тоже пришлось кое-чем пожертвовать — он очень не любил летать на самолетах, но ради советских поклонников преодолел свою фобию.
Живет и работает
Любопытно, что именно после визита в СССР Челентано изменил свой подход к творчеству. Конечно, он по-прежнему регулярно записывал новые альбомы, сотрудничал с другими музыкантами и активно гастролировал, но словно перестал пытаться удивить мир новыми свершениями. Он словно применял на практике известную максиму — «новые песни пусть пишет тот, у кого старые плохие». Поэтому на его концертах всё ещё звучат «Soli» или «Susanna», записанные в 70-80-е — в дополнение, разумеется, к новым композициям.
А вот в кино он почти перестал сниматься вскоре после провала ленты «Джоан Луй», которой советские зрители не помогли стать прибыльной. Да и из кинорежиссуры почти ушел. За последние 30 лет в его фильмографии появились лишь несколько телефильмов и мультсериал «Адриан», который был про самого музыканта и актера — с его характерными жестами и его же песнями. Эти песни Челентано затем выпустил на отдельном альбоме, пополнив заодно и свою внушительную дискографию.