Танцевать Ольга Хохлова мечтала с самого детства — посетив одно из балетных представлений в Париже, дочь полковника из украинского города Нежина заявила, что обязательно станет балериной. В это мало кто верил, тем более что особых данных и таланта у Ольги не было. Тем не менее ей удалось попасть в труппу к самому Сергею Дягилеву. Примой Хохлова так и не стала, заняв место в кордебалете, однако именно во время парижских гастролей «Русского балета» в 1917 году произошло знакомство Хохловой с испанским художником, которому суждено было статье её первым и единственным мужем.
В Париже труппа Дягилева репетировала балет «Парад», музыку к которому написал Эрик Сати, либретто — Жан Кокто, а Пабло Пикассо впервые попробовал свои силы в качестве сценографа и художника по костюмам, нарядив танцовщиков в «кубические» костюмы, сделанные из картона. Балет, поставленный в конце изнурительной Первой мировой войны, произвёл в Париже эффект разорвавшейся бомбы — критики писали разгромные статьи, обвиняя труппу в том, что они деморализуют и без того изнурённых войной людей. Досталось и Пикассо, которого называли не иначе, как «геометрическим мазилой». На фоне всё более разгоравшегося скандала — разозлённый высказыванием одного из журналистов Сати чуть было не попал за решётку, отправив ответное оскорбительное письмо, — и завязался роман Хохловой и Пикассо. Покинув негостеприимный Париж, труппа отправилась на гастроли в Южную Америку, а художник и балерина, понимавшая, что карьера окончена, а в охваченную революцией Россию дочери полковника царской армии лучше не возвращаться, буквально сбежали на родину Пикассо, в Барселону. Несмотря на недолгий на тот момент срок отношений, художник познакомил балерину со своей мамой — будущая свекровь не одобряла выбор сына, и, чтобы задобрить мать, Пикассо подарил ей портрет своей возлюбленной в национальном испанском платье.
Биограф Пикассо Анри Жидель полагает, что Ольге удалось повлиять и на художественную манеру Пикассо: «Она практически не была знакома ни с его прежними работами, ни с артистическим авангардом. Кубизм Пабло привёл её в ужас! Он пишет её только в классическом стиле, это единственный стиль, который ей нравится. Таков «Портрет Ольги в кресле», выполненный в манере Энгра. Он просит Ольгу причесать волосы на прямой пробор, чтобы подчеркнуть правильность черт её лица».
Пабло Пикассо и Ольга Хохлова сыграли свадьбу в июне 1918 в православном соборе в Париже, пригласив и Дягилева, и Кокто, и Аполлинера. Художник на тот момент был так влюблён и уверен, что жить они будут долго, счастливо и умрут в один день, что даже заключил брачный контракт, согласно которому в случае развода Ольга получала половину его имущества. Именно это послужило причиной того, что супруги прожили в браке 40 лет — до самой смерти Хохловой, хотя фактически жили вместе всего 17.
Первые годы после свадьбы были по-настоящему безоблачными: двухэтажная квартира в Париже, которую Ольга обставила по собственному вкусу, машина с водителем, светские мероприятия и прогулки с собачкой — в семье Пикассо-Хохловой царила идиллия. Хорошо воспитанная Ольга в обществе известных людей, которые окружали её на тот момент уже признанного гения-мужа, чувствовала себя, как рыба в воде. Пикассо же, писавший в то время в любимом женой неоклассическом стиле, превратился в прилежного салонного художника — и эта роль со временем начала его тяготить.
Новый виток пока ещё счастливых семейных отношений начался с появлением ребёнка — в 1921 году 30-летняя Хохлова родила Пикассо первенца, сына Пауло, и художник принялся рисовать портреты ребёнка и жены с удвоенной силой.
1927 год стал началом конца отношений Пикассо и Хохловой: уставший от беспочвенной ревности жены художник, словно решив оправдать её подозрения, завёл роман с 17-летней француженкой Мари-Терез Вальтер. А на смену утончённым портретам жены пришли полотна, на которых художник, с головой ушедший в сюрреализм, изображал Ольгу то старухой, то лошадью. Она же, несмотря на то, что муж и не пытался скрывать факт измены, долгое время упорно делала вид, что ничего не происходит — не подала виду, даже когда Пикассо поселил Вальтер в съёмной квартире прямо напротив их с Хохловой апартаментов. Много лет выжидавшая своего часа Мари-Терез в результате взяла ситуацию в свои руки и в 1935 году явилась к Ольге с ребёнком на руках. Далее делать вид, что ничего не происходит, было невозможно, и Ольга, собрав вещи и забрав сына, уехала на юг Франции и подала на развод. Согласно брачному договору, легкомысленно заключённому 17 лет назад, половина внушительного состояния Пикассо — в том числе и картин — должна была отойти бывшей жене. Допустить этого художник не мог, а потому брак Пикассо с Хохловой оставался в силе до самой смерти женщины в 1955 году.
В жизни Пикассо одна муза приходила на смену другой. После Мари-Терез художник заводил романы с Дорой Маар, Франсуазой Жило, Жаклин Рок. Что до Ольги Хохловой, то остаток жизни она провела в одиночестве, страдая от душевной болезни, вызванной, по мнению многих биографов, разрывом с Пикассо, единственной любовью всей её жизни.