26 ноября на экраны выходит фильм «Училка» с Ириной Купченко в главной роли.
Что нас объединяет?
— Есть прекрасные ребята и чудесные педагоги, которые нашли себя в жизни, — говорит Ирина Купченко. — А есть люди потерявшиеся, запутавшиеся, как в нашем фильме. Поэтому судить по одному классу о целом поколении неправильно. У молодых ребят, особенно в подростковом возрасте (15-17 лет), в момент становления характера появляется цинизм от невнимательности взрослых, от нашего неумения понять их, встать на их сторону, почувствовать их боль. Цинизм — это своеобразная форма самозащиты у подростков. С возрастом, чаще всего когда у человека появляется своя семья, это проходит.
Владимир Полупанов: Ваша героиня, пусть и в отчаянии, хватается за пистолет и берёт учеников в заложники. Как-то это непедагогично, вы не находите?
Ирина Купченко: Пистолет в её руке оказался случайно, когда она хотела забрать его у ученика, думая, что он игрушечный. И вовсе не собиралась стрелять в детей. Самым простым выходом в этой ситуации был бы звонок директору и вызов полиции, и тогда ученик, принесший в школу оружие, был бы наказан. Но она, взяв в руки оружие, взяла на себя всю ответственность. Можно сказать, принесла себя в жертву.
Отвечая урок под дулом пистолета, в экстремальной ситуации, каждый из учеников, высказывается по проблеме, которая его лично волнует. И в результате каждый приходит к какому-то выводу. Учительница на своём примере преподала детям важный урок — урок жертвенности и всепрощения.
— Режиссёр Алексей Петрухин сказал, что картина «Училка» — «это проекция на всё наше общество, которое разрознено». И только экстремальная ситуация «заставляет разных людей объединиться». Как думаете, наше общество ничего, кроме экстремальной ситуации, сегодня объединить неспособно?
— Может. И объединяет многое: любовь к семье и Родине, религия. Объединяет интересная и увлекательная работа, у кого она есть.
— В фильме слова «террорист», «захват заложников» звучат как-то буднично. Похоже, мы к этому привыкаем?
— Нет, ни в коем случае. Это форс-мажор. От того, что теракты случаются в мире всё чаще и чаще, они отнюдь не становятся рядовым событием.
— Сегодня, по-вашему, роль учителя сильно изменилась? Педагог больше не является монопольным носителем информации, как это было во времена, когда не было Интернета? Сегодня любой человек благодаря Сети имеет доступ к огромным массивам информации.
— Роль учителя поменялась, потому что у него, увы, отняли воспитательную функцию. Преподавателей нагрузили таким количеством бюрократической работы, что у них мало времени для индивидуальной работы с учениками. А что касается Интернета, то в раннем возрасте ребёнку нельзя предоставлять свободу выбора, иначе он такое может «раскопать» — мало не покажется. Школа даёт ребёнку базовые знания на основе учебников и методик, разработанных специалистами и имеющих научную основу. А дополнительную информацию дети могут брать где угодно, но под контролем взрослых.
Кто друг?
— Ваша героиня с каким-то вызовом говорит детям о том, что ей ничего не страшно, так как она пережила 90-е. На ваш взгляд, это время действительно было таким страшным?
— Страшным было не время, наоборот, 90-е — это время несбывшихся надежд и реальных свобод. Страшным было то, с какой неоправданной стремительностью и необдуманностью горе-реформаторы стали тащить нашу страну в рыночную экономику. Произошёл резкий слом идеологии, системы образования, экономики и т. д. И многие люди просто не были к этому готовы.
— Равнодушия в нашей жизни становится больше и больше, как показано в фильме?— Равнодушие, нежелание выслушать человека и понять другую точку зрения — к сожалению, это есть. Всё из-за того, о чём я говорила выше. Наше общество разделилось на разные социальные слои, которые почти не пересекаются друг с другом. Каждый человек остался один на один со своими трудностями и вынужден выживать. И ещё, как ни странно, нас разъединяют социальные сети, где мы не видим глаза, а виртуально общаемся, «дружим», ждём лайков под фото от людей, которых порой не знаем. Эмоции, которые мы в результате получаем от такого общения, тоже ненастоящие. Вот где истоки нашего равнодушия.
Смотрите также:
- Сергей Урсуляк: мы протрепались 20 лет, а могли бы жить в другой стране →
- Алексей Учитель: «Отличительная черта нашего кино - чернушность» →
- Дмитрий Быков: «Ничего не чувствуют только гопники» →