Ирина Апексимова: «Мне нравится то, что происходит в нашей стране»

Ирина Апексимова. © / Игорь Харитонов / АиФ

«Я очень люблю выбрасывать вещи, у меня дома идёт непрекращающийся ремонт. Я — человек обновления», — рассказала «АиФ» известная актриса и директор театра на Таганке Ирина Апексимова.

   
   

Поэтому реставрация мостовых, которую она наблюдает прямо из окна собственного директорского кабинета, и пыль вокруг станции метро «Таганская» её совсем не раздражают. И. Апексимова отлично понимает — совсем скоро здесь будет чисто и красиво.

Досье
Ирина Апексимова. Родилась в Волгограде, с 13 лет жила в Одессе. В ­1986-м поступила в Школу-студию МХАТ. Работала в МХТ им. ­Чехова, стала автором идеи и продюсером театрального фестиваля под открытым небом в Москве. С 2015 г. — ­директор Театра на Таганке.

Страна преображается

Елена Воронова, «АиФ»: Существует ли сегодня какое-то давление на театр извне — идеологическое, например, как это было раньше, когда «сверху» могли запретить тот или иной спектакль?

Ирина Апексимова: Никакого давления я не чувствую, потому что сегодня этого нет. Да я и не задумываюсь об этом — просто стараюсь «пробиться» к зрителю, работая со своими собственными понятиями о том, что хорошо, а что плохо. А поскольку я воспитана на примерах прекрасных советских театров, то думаю, мои представления на эту тему совпадают с общечеловеческими.

Мне нравится то, что происходит в нашей стране, как она преображается. Мне нравится, как хорошеет Москва, отряхивая с себя пластмассовый пепел 1990-х. Поэтому я полностью разделяю тот курс, которым сейчас ведёт страну Владимир Путин.

— Но это в Москве, а что в других городах? Видите ли перемены там, когда выезжаете за МКАД?

— Я очень много езжу на гастроли по регионам. Там попроще, но всё равно перемены идут, это заметно. Главное — страна живёт, идёт вперёд и развивается, и это замечательно.

   
   

А перемены сейчас видны повсюду — даже на уровне использования русского языка. Он постепенно возвращается, в нём всё меньше американских слов. Можно говорить по-английски там, где это уместно, а в России нужно говорить и писать по-русски.

Ремонт — это прекрасно

— Сегодня так же очищается и обновляется Москва. Многие ворчат по этому поводу, раздражаются...

— Но ведь это же просто ремонт, его можно пережить. Зато представляете, как потом всё будет потрясающе красиво! Москва достойна того, чтобы стать ещё красивее. Я приехала в столицу в 1980-х годах и до сих пор отлично помню свои тогдашние ощущения, эмоциональное восприятие города. Я стояла на углу Камергерского и вдыхала воздух Москвы, и мне казалось, что всё здесь какое-то необычное: другие люди, другие запахи... Это потрясающий, невероятный город, в котором я мечтала поселиться.

И вот я живу здесь уже довольно давно, и мне бы очень хотелось называть себя москвичкой, хотя всегда помню, что я — «понаехавшая». Зато это чувство не даёт во мне стереться свежему, даже трепетному восприятию этого города. Откуда бы я ни возвращалась сюда, домой — даже из своей любимой Венеции, — я всегда встречаюсь с Москвой со вздохом восторга.

Что же до ремонта, то его нужно перетерпеть! А потом станет красиво: широкие улицы, роскошные тротуары, без ларьков под ногами, без проводов над головой, с кажущимися старинными фонарями. Пройдитесь по тем улицам, которые реконструировали в прошлом году! Снос самостроя, вызвавший бурю эмоций, — вообще счастье. Вы посмотрите, например, на Чистые пруды, там же стало замечательно!

— У вас есть любимые места в Москве?

— Патриаршие пруды люблю! И Китай-город, я живу здесь. Старая, тихая Москва. Когда кто-то идёт по переулку — ощущение, что идут к тебе, разговаривают почти в твоей квартире. Вокруг семь храмов и синагога. Место невероятное. А вообще я же актриса, человек, который всё время на гастролях, и мне хорошо там, где есть работа. Сейчас мне хорошо на Таганке!

— Здесь у вас тоже ремонт...

— Да, я пришла сюда в марте 2015 г., когда здание театра находилось в аварийном состоянии, в нём невозможно было работать, не то что давать спектакли. За год мы провели все необходимые противоаварийные работы, укрепили фундамент. Всё это время репетировали и играли спектакли на других площадках. И только в январе 2016 г. сюда вернулись. Но, чтобы театр жил, нужно ставить новое. И тогда мы придумали проект «Открытые репетиции». Мы приглашали молодых режиссёров, которые делали (за неделю!) с нашими актёрами спектакли-эскизы. Показывали их экспертному совету и одновременно зрителям. За сезон было поставлено 33 эскиза. Это была тяжёлая работа, но невероятно интересная. Зато таким образом мы нашли несколько замечательных режиссёров, которые вольют в наш театр «свежую кровь». Девиз нашей работы — обновление.

Ирина Апексимова. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Культурный код

— Насколько важна для вас политика?

— Я в обязательном порядке хожу на выборы — ведь это тоже некое обновление. Я поддер­живаю «Единую Россию», потому что она действительно много делает для страны. И я разделяю те инициативы, которые выдвигает партия. Я слежу за тем, какие изменения сейчас вводятся в социальной сфере, и вижу, что благодаря «Единой России» пенсионеры и инвалиды получают дополнительные льготы — это же крайне важно сейчас!

— А что бы вы сделали как доверенное лицо «Единой России», например, для своих коллег по цеху?

— Я бы внесла предложение на уровне партии о сокращении безумного количества коммерческих театральных институтов в нашем городе. Известных государственных — таких как Школа-студия МХАТ, ГИТИС, Щукинское, Щепкинское училища — вполне достаточно, чтобы насыщать рынок (ужасное выражение!) профессиональными артистами. Коммерческие вузы выпускают огромное количество «профессионалов», которые в результате остаются безработными. Ещё хотелось бы предложить пересмотреть систему оплаты труда артистов. Делать это надо аккуратно, но в обязательном порядке. Потребность внедрить гибкую контрактную систему назрела давно.

Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

— Какое значение сегодня, в наше довольно меркантильное время, имеет культура?

— Времена всегда одинаковые, ценности разные. Для существа разумного, которым является человек, говорить о важности культуры нелепо. Культура — единственное, что объединяет разных по вероисповеданию и национальности людей, живущих в одной большой стране. Я ни в коем случае не хотела бы удариться в какой-то пафос, но переоценить важность литературы, музыки и театра в данном случае трудно.

Мы делаем всё возможное здесь, в театре, а московское правительство со своей стороны поддер­живает нас. Можно вспомнить отремонтированные и вновь построенные театры и киноконцертные площадки. А многочисленные уличные фестивали! Люди стали выходить в парки и вообще на улицы. Соскучились по живому общению за пределами мониторов компьютеров. Конечно, это дело довольно затратное. Но оно того стоит! Город и люди — вот во что надо вкладывать деньги.