18 декабря Игорь Скляр отмечает 65-летний юбилей. А в следующем году исполнится 40 лет фильму «Мы из джаза», благодаря которому страна узнала и полюбила артиста. Что интересно, многое в жизни актера происходило случайно. С этого и начался разговор Игоря Скляра с aif.ru.
Татьяна Уланова, aif.ru: — Игорь Борисович, на роль Кости Иванова в фильме «Мы из джаза» претендовали несколько молодых симпатичных артистов, утвержден был Дмитрий Харатьян...
Игорь Скляр: — И вдруг появился я. Карен Шахназаров случайно увидел по телевизору фильм про мюзик-холл, где я играл главного героя, а Люба Полищук — мою маму (хотя была лет на 8 старше меня). Встретились на «Мосфильме», он спрашивает: «Не вы ли в этом фильме?» — «Я». — «Не хотите почитать сценарий?» — «Давайте!» А я в военной форме, приехал из воинской части, где проходил срочную службу. Тоже целая история! Меня утвердили на роль в фильме «Анна Павлова», и вдруг — призыв. Через два месяца из разведки под Горьким меня переводят в кавалерийский полк, чтобы я мог сниматься. Служил я хорошо, меня все время задействовали то в строевой песне, то в соревнованиях по стрельбе, то в выпуске стенгазет. И вот однажды мне говорят: а давай-ка мы тебя в ефрейторы «пожалуем». Я: «Не, нее надо! Лучше двое суток отпуска». Иногда это срабатывало. Я приезжал в Москву, бродил, заходил на «Мосфильм». И однажды заглянул в группу, где на стенках висели фото Эллы Фицджеральд, Глена Миллера... Суббота. Студия практически пустая. Тут заходит Карен: «Интересно?» — «Да. А время-то есть?» — Мне завтра вечером в полк надо вернуться«. Тем не менее на следующий день он позвал мне подыграть партнеров. А через неделю в штаб пришла телефонограмма: «Утверждены. Поздравляем!» Словом, последние два месяца я уже не служил, а был в командировке на «Мосфильме».
— Наверное, те съемки были одним из лучших периодов в жизни. Но не тяжело пришлось с маститыми Евстигнеевым, Щербаковым, Куравлевым?
— Что вы! Хорошо было! Чем больше артист, тем проще он в жизни. Не помню никаких проблем в общении. Они не лезли с советами. И я сейчас так поступаю. Если не подойдет молодой коллега: «Игорь Борисович, мне непонятно, как тут...», и не встреваю. Зачем?! Есть режиссер, которому всегда виднее. 90% картину ждет провал, если приглашают одну звезду и думают, что он (она) сделает весь фильм. Театр и кино — дело коллективное.
— Вы ведь и дебютировали в кино случайно.
— Да, меня просто поймали в метро. Я первый раз школьником приехал из Курска в Москву — были зимние каникулы. Решили с приятелем гульнуть и пошли в бассейн «Москва». Купили бутылку «Фетяски» (самое кислое дешевое вино), после плавания распили ее и пошли в метро кататься. Оно ж красивое! А мы ж из провинции приехали... И вот первый час ночи. Надо уже домой. А в вагоне напротив сидит женщина и как-то не по-доброму смотрит на нас. Я стал нервничать. «Давай выйдем раньше». Выскочили — и на эскалатор. Тетка — за нами. Догнала! И что вы думаете? Вручили приглашение на пробы в фильм «Юнга северного флота» Владимира Рогового (а он перед этим «Офицеров» снял). Герой должен был петь, танцевать, играть на гитаре. Пел-то я и в детском саду, и в школьном хоре, и потом — в ВИА. Словом, меня взяли. С этого все и началось.
— Так с музыкой вы и идете по жизни. В последние годы даже серьезно джазом увлеклись...
— И ведь тоже — случай виноват. Мне нужна была гитара.
— У вас их девять, кажется.
— Не-е, тогда было меньше. Понадобился хороший джазовый инструмент. Я хотел сделать кое-какие соло для песни «Старый рояль» — чтобы играть на концертах и в то же время, чтобы она была электро — исполнять «Битлз» (я большой поклонник этой группы, вырос на ней). Знакомый музыкант Дима из оркестра, с которым я иногда выступал, посоветовал свою знакомую гитаристку и преподавателя Катю Мыльникову с хорошими связями. Мы нашли с ней нужный инструмент в Японии, вскоре пришла гитара. А потом я понял, что мне нужны еще и уроки...
— В 60 лет?
— Чуть раньше... Папа Кати — замечательный композитор Алексей Мыльников. И я брал у них иногда какие-то уроки — для своих творческих встреч. И вдруг Катя спрашивает: «А не хотите джазовую программу? Мне кажется, у вас получается». Постепенно набралось 8 или 9 композиций, которые я... пою. И иногда рассказываю интересные истории о песнях.
— Вы же брали уроки игры, почему же не играете сами?
— Потому что, извините, рядом — профессиональные музыканты. Если петь для меня привычно, то даже стучать рядом с настоящими джазменами — страшно. Это будет сразу заметно. Но мне нравится это дело. Недавно было два выступления в питерском клубе Бутмана. А это место пафосное. При этом был аншлаг! Не буду скромничать, я был там раньше на других концертах — и столько народу не было. Хотя я понимаю интерес зрителей: играет драматический артист, это что-то новенькое. А ну, что он там еще может?.. А мною движет интерес к жизни в целом: к музыке, людям, собакам, лошадям...
— К слову, о лошадях. Вы живете в загородном доме, и вот уже лет десять там с вами — конь. Неужели тоже случай — поклонницы подарили?
— Нет, до такого пока не дошло. О лошади я мечтал давно. Я ведь застал еще то время, когда у сестер моей бабушки под Курском был свой конь. Помню, как компания пацанов собирала по деревне лошадей и ходила в ночное. Потом уже Хрущев начал сгонять их в колхозы. И мне нравилось ходить в ночное. Что вы! Лошади со связанными копытами пасутся на лугу, едят свежую травку. А пацаны сидят всю ночь у костра: картошку пекут, страшные истории рассказывают. Могут и капусту на полях потырить. Или яблоки в чьем-то саду украсть... Кстати, одна моя прабабушка была дочерью цыгана, который ушел из табора и остался в деревне. Есть такая семейная легенда. Очень мне нравятся кони. Вы знаете, как пахнет конская морда?! О! Это непередаваемый запах. Такого в природе больше нет. Сено, свежий хлеб и конская морда — этим надышаться невозможно.
— А как зовут вашего коня?
— Официально — Ленфильм (коротко: Леха). Это не выпендреж. Надо было, чтобы в имени была первая буква мамина (Линда), а в середине — папина (Фактор). Высокий, рыжий, красивый тракен — очень хорошая порода. Летом я часто бывал у дедушки в Кировоградской области. А у него, конечно, — свой дом, сад, улей, мастерская. Я думал: вот оно, счастье! И со временем сам себе это счастье выковал.
— Странно, что вы свое счастье «выковали» не в Комарове, о котором до сих пор поете, а в Павловске.
— Ну, в Комарово-то не попасть. Это академическое место, как Переделкино под Москвой. Там дачи государство давало. Землю в Павловске в свое время я купил в 1994 году за символические деньги и за смешную же сумму оформил в собственность. Сейчас там цена сотки — примерно как на Рублевке. Я строил дом 10 лет. Вам кажется, долго? Ну, сколько зарабатывал — столько и тратил. У меня нет фондов, я не люблю кредиты и отношусь к банкам, мягко говоря, прохладно. Брал, правда, на машины. Но последний раз мне в банке заявили: «У вас плохая кредитная история». Я даже испугался: «Как? Я вам за три месяца все выплатил!» — «Именно поэтому — и плохая. Мы рассчитывали, что вы будете платить долго».
— Получается, все ваши мечты сбылись?
— Может, не все. Но многие. Когда мечты исполняются, их остается все меньше и меньше. А это тревожит.
— Да, тревог сегодня хватает...
— Времена тревожные, согласен. Идет столкновении мировоззрений и цивилизаций. Если хотите — столкновение добра со злом. Все, что сейчас происходит, закономерно. Даже если кажется ужасным. Рано или поздно это должно было произойти.
Я был в Луганске в 2015 году, на 23 февраля. После показа фильма «Мы из джаза» провел творческую встречу. Принимали очень тепло. Поселили меня на три дня в Новоанновке, в частном доме, который, по сути, представлял собой опорный пункт — там спали, ели, в углу стояли автоматы, кто-то уходил, кто-то возвращался... Короче, нормальный военный быт. Интересный получился опыт. Среди многих разговоров, в том числе и о нуждах местных жителей, возникла проблема восстановления новоанновской библиотеки, сгоревшей во время боев. Когда вернулся в Павловск, где живу последние 18 лет, кинул клич по Царскосельскому приходу, и люди стали приносить в Софийский собор книги, которыми решили поделиться с жителями Донбасса. За два месяца набралось очень много. Надо было уже вывозить. А это оказалось сложнее, чем собрать. Только осенью удалось отправить. Но хорошо, что все получилось.
— Недавно вы вошли в восстановленный спектакль «И вас с наступающим...», который теперь играете в Центре театра и кино п/р Н. С. Михалкова. На лестничной площадке 31 декабря вдруг встречаются два однокурсника... А у вас было что-то неожиданное в Новый год?
— Школьником я однажды решил сделать сюрприз знакомой и поехал к ней в новогоднюю ночь. Модно оделся: плащ весь из себя, летние ботиночки, ага. А на улице — минус 15, если не ниже. Думаю, сейчас быстренько на автобусе доеду до ее Железногорска. Пришел на остановку, а автобус до конца не идет, нужно шлепать еще 20 км. Ничего, думаю, дойду. Парень упорный. В 8 вечера меня высадили на автостанции. Ничего, думаю, сейчас попутку поймаю. Ага. 31 декабря! Иду пешком, чувствую, замерзаю насмерть, да еще гололедица. Решил пробежаться. Но дышать тяжело — мороз же. И вот тут я испугался, поняв, что это может быть и конец. Кругом — заснеженные поля. Над головой — луна, звезды. А у меня уши отваливаются. А с ними — руки, ноги, нос... Вдруг — самосвал какой-то. Я чуть не на колени упал. Подвез меня мужик до окраины города. Добрался я до девушки. Думал, она тоже мной заинтересована. А она и не ждала меня. «Ну, ладно, проходи...» Я на раскладушке переночевал там, а наутро домой уехал. Хорошо, в снегу не замерз. Иначе с кем бы вы сейчас беседовали?..