Игорь Матвиенко: как можно русскому человеку жить вне России?

Продюсер Игорь Матвиенко. © / Евгения Новоженина / РИА Новости

Композитор и продюсер Игорь Матвиенко в первой части большого интервью «АиФ» о том, почему он является фанатом президента Путина, о России, встающей с «положения лежа», о трудах Сократа и Аристотеля, а также о том, что в его музыке привлекло китайскую авиакомпанию.

   
   

Владимир Полупанов, «АиФ»: Игорь Игоревич, на базе вашей студии уже не первый год функционирует музыкальная академия «М.А.М.А.». Готовите себе преемников?

Игорь Матвиенко: Скорее, помощников. Объёмы работ большие. А лет мне уже много. Знаний накопилось достаточно. Когда начинаешь какие-то вещи кому-то объяснять, систематизируешь опыт.   

В прошлом году в академии был первый выпуск. Сейчас второй заход. Готовим вокалистов и музыкальных продюсеров, которых учим сочинять песни и тексты, работать с компьютерными программами, эффектами, композициями. Самое интересное начинается с середины курса, когда продюсеры выбирают себе одного или двух исполнителей и начинают записывать песни, придумывают музыкальные образы и т.д.  

- Вам уже, наверное, неинтересно песни сочинять?

- Писать поп-песни уже не очень интересно. Слишком давно я этим занимаюсь. Основные потребители популярной музыки – это подростки. Писать песни для 15-летних, конечно, можно, но это совсем другой мир. И мне это, опять же, не очень интересно. Именно поэтому (это случайно произошло) с момента, когда была написана композиция «Жить», меня потянуло в сторону больших форм. И заказы пошли такие – гимн написать.

Я искренний фанат Путина и этого не скрываю. Он единственный президент, за которого я ходил голосовать несколько раз. Больше ни за кого.

- Вы про Гимн Сухопутных войск, который написали?

- И про гимн Сухопутных войск. И про музыку к масштабным мероприятиям, как церемония открытия Олимпиады в Сочи, и про саундтрек к фильму «Викинг», и про Гимн города Тулы. Сейчас крупнейшая международная компания HNA Group (Hainan Airlines – Хайнаньские авиалинии, Ред.), которая входит в международный рейтинг компаний Fortune Global 500, заказала гимн.

   
   

- Почему китайцы выбрали вас, русского композитора?

- Песня «Жить» была переведена на китайский и попала в местные хит-парады. Глава компании «Хайнаньские авиалинии» услышал, проникся и дал задание найти автора. Через китайское посольство в Москве вышли на меня. Мы долго вели переговоры. И, в конце концов, полетели на Хайнань. Во главе компании стоит буддист. Поэтому их офис-небоскреб построен в форме Будды.  На самом верху, в голове Будды, сидят монахи, и во время взлётов и посадок (у них перед глазами расписание всех рейсов «Хайнаньских авиалиний») молятся, чтобы самолёты благополучно взлетали и приземлялись.

Достаточно посмотреть, что происходит в стране и мире, чтобы понять, что сегодня явно не то время, когда нужна сменяемость власти.
Когда музыка была готова, встал вопрос: кто будет писать текст? Я напел русский вариант (как я это себе представляю). Думал, что раз это такая преуспевающая компания, в тексте, да и в музыке должна быть мысль о развитии и мотивации. Оказалось, ничего подобного. Руководителю (буддист всё-таки) показалось, что это агрессивно звучит. Музыка и текст должны быть спокойными и умиротворяющими. Помимо китайских звёзд-певцов, в работе участвует пианист виртуоз Lang Lang. Весной поедем в Китай доделывать работу и записывать местных звёзд.

- Композиция «Жить» родилась у вас после авиакатастрофы нашего самолёта над Синаем. Но потом обросла дополнительными смыслами. Во что сегодня вылился проект?

- Это даже не песня, а реквием. Как в любом реквиеме, там есть грустная часть, но есть и светлая оптимистичный припев, который призывает жить. Честно говоря, не ожидал, что будет такой отклик (18 млн просмотров – Ред.).  И эта реакция подтолкнула нас сделать из этого целый проект. Хотя слово «проект» никогда мне не нравилось.  Есть в этом что-то конструкторское. Существует много благотворительных фондов, которые помогают больным людям, детям. У нас же задача несколько иная – помочь добрым словом. Людям, попавшим в трудную ситуацию, деньги, безусловно, нужны. Но доброе слово, положительная эмоция и информация о добрых делах тоже важны. Интернет-аудитория чаще объединяется вокруг какого-то негатива. А вокруг проекта «Жить» нет негатива. Если мы поможем хотя бы одному человеку, это уже большой плюс.

- А в «Путин team» что вас заставило вступить? По велению души или как?

- Я искренний фанат Путина и этого не скрываю. Он единственный президент, за которого я ходил голосовать несколько раз. Больше ни за кого. И когда услышал, что Александр Овечкин создаёт «команду Путина», то сначала понаблюдал со стороны, что за люди присоединяются (спортсмены, актеры, певцы). А потом вступил. К тому же, Овечкина я давно знаю. Он бы не стал это делать из-за корысти. Если бы он был чиновником, которому нужен рост по службе, или бизнесменом, нуждающимся в преференциях… А Овечкин – независимый, состоятельный спортсмен с мировым именем. Ему-то это зачем? Поэтому я сам предложил ему посильную помощь. А так как появились ресурс, люди - мы начали сотрудничать. Это никак не связано с политическим движением, Народным фронтом или чем-то подобным. Это естественный процесс – как идёт, так идет. Если движение естественным образом заглохнет, значит, заглохнет.

- А вы разве против сменяемости власти?

- Достаточно посмотреть, что происходит в стране и мире, чтобы понять, что сегодня явно не то время, когда нужна сменяемость власти. Управлять такой махиной, как Россия, и в данном политическом контексте, из тех людей, которых я вижу, ни один не в состоянии. У России только при Путине появился шанс.  

Творческие люди – это маленькое подобие бога. Они создают некий мир, который в чём-то улучшает жизнь людей вокруг.

- Какой?

- Освободиться от комплексов, которыми мы обросли за последние лет 50. При Брежневе мы все хотели отсюда уехать. Я мечтал, что когда-нибудь съезжу на границу. А, может быть, даже там и останусь. Всё моё окружение было абсолютно прозападным. Мы слушали только иностранную музыку. Я учился в музыкальном училище, и корневые вещи, связанные с русской мелодией, конечно, впитал, но это были более детские ощущения, они во мне остались. Но всё, что было связано с «совком», для нас было запредельно плохо.

Отец у меня был военным. И я прекрасно помню, как в 60-е годы я с гордостью шёл рядом с ним, когда он был в форме. А что потом стало с нашими военными, тоже хорошо помню им ничего не платили, их презирали. А потом мы «успешно» пришли в 90-е, когда просто опасно было выйти из подъезда могли убить ни за что. Безусловно, и сейчас у нас миллион недостатков. Но я считаю, что вектор развития у нас абсолютно правильный. И боюсь, вдруг что-то пойдёт не так, и снова начнутся передел и беспредел, как внутренние, так и внешние. Мне кажется, мы только-только встаем…

- С колен?

- Думаю, что с положения лежа.

- Именно поэтому на нас ополчился весь мир?

- Во-первых, не весь мир, а один «пахан» (США), который последние лет 70 управляет всем миром. А тут вдруг появляется кто-то, кто говорит: «А я не согласен с вашими правилами». Я много путешествую по миру и разговариваю на эти темы с людьми в Германии, Италии. Огромное количество людей говорит мне: «Нам бы такого как Путин». Даже один украинский министр (это, правда, было до Майдана) говорил мне: «Нам бы такого президента». Что в Украине творится после смены власти? Хуже стало на порядок. Поэтому таким большим проектом, как Россия, должен управлять сильный человек.

- С возрастом «количество патриотизма в крови» у вас заметно увеличилось. С чем это связано?

- С возрастом приходят новые знания и опыт. Во время работы (и еще до) над фильмом «Викинг» я стал интересоваться нашей историей. Прямо погрузился с головой в средневековый период истории Руси. Плюс сильно подсел на Сократа и Аристотеля (трактаты «Государство», «Политика»). Сократ, кстати, был казнён при первом демократическом обществе Древней Греции. Его ученик Платон активно критиковал демократический строй за это. К концу жизни Сократ пришел к тому, что государство должно быть тоталитарным. А Аристотель, наоборот, предлагал другую модель устройства. Я анализирую прочитанное, смотрю, что происходит, и понимаю, что вот так всё и должно быть. Именно поэтому я в доверенных лицах и помогаю Овечкину воплотить его начинание.

- И желания уехать у вас уже не возникает?

- А как можно вообще там жить русскому человеку? Недавно прочитал статью на тему «Как уехать и не сойти с ума?». Да, многие уезжают, их жизнь обнуляется, как на очередном уровне компьютерной игры. А потом начинается: поговорить не с кем (другой менталитет, языковой барьер), работу по душе найти сложно. И так далее и тому подобное. И наступает вакуум, пустота, депрессия. Там абсолютно чужой мир. Даже когда в качестве туриста месяц живёшь где-нибудь за границей, к концу поездки уже невмоготу. А если год-два, то это кошмар. Русскому человеку очень тяжело где-то прижиться, кроме России. 

- Но есть масса примеров, когда люди неплохо приживаются. Та же Наталья Ветлицкая, похоже, очень хорошо себя чувствует в Испании. И возвращаться не собирается. 

- (хитро улыбается) Дай бог. Безусловно, есть космополиты с богатым внутренним миром – такие, как Иосиф Бродский, Рудольф Нуреев, например. Таким, наверно, везде хорошо. Хотя я сильно в этом сомневаюсь. Думаю, что чаще всего это просто защитная реакция. Если будешь говорить, что на чужбине тебе плохо, совсем погибнешь.

- Существует мнение (и Юрий Шевчук его часто выражает), что истинный художник, творец, чтобы быть независимым, должен держаться подальше от власти. Такая позиция вам не близка?

- Близка. Есть слово «идиот», изначальное философское значение которого  человек, не принимающий участия в жизни полиса. В своём произведении Достоевский был наиболее близок к этому значению. В принципе, можно быть «идиотом», отстранённым от жизни общества. Но, опять же, по мнению греческих мыслителей, творец (философ, художник, поэт) должен принимать посильное участие в жизни общества. Если он посредством акта творчества питает только свое эго, это тупик. Творческие люди это маленькое подобие бога. Они создают некий мир, который в чём-то улучшает жизнь людей вокруг. Пусть понемногу, маленькими шажками, но мы делаем это вместе с Творцом. Соответственно, своим творчеством ты должен давать людям какую-то надежду.

Продолжение беседы с Игорем Матвиенко читайте в следующей части интервью