Художник Сергей Андрияка: «Время готовить мастеров»

Сергей Андрияка в мастерской. © / Из личного архива

«Меня волнует, что сегодня происходит с художественным образованием. Я вижу в вузах лишь узкую специализацию. Это приведёт к безработице, невостребованности, дилетантизму», — рассказывает в интервью «АиФ» народный художник России Сергей Андрияка, действительный член РАХ, ректор Академии акварели и изящных искусств, где 2 марта пройдёт День открытых дверей.

   
   

Восстановить справедливость

Ольга Владимирская, «АиФ»: — Сергей Николаевич, с удивлением узнала, что ваша академия — единственный в России вуз, где акварельная живопись лежит в основе обучения. Почему же так долго обижали это направление?

Сергей Андрияка: — Это действительно парадокс. Скажу больше — не только в России, но и во всём мире нет такого специального вуза, где живопись акварелью была бы основным предметом. Понимаете, Школа акварели, которую я создал, работала постоянно, но не имела продолжения. Поступать выпускнику Школы было некуда. Поэтому я и решил восстановить справедливость.

Второй посыл создания Академии акварели и изящных искусств — более глубокий, серьёзный. Меня волнует, что сегодня у нас происходит с художественным образованием. Я вижу, к сожалению, лишь узкую специализацию, которая представлена во всех вузах.

— Чем это грозит?

— Тем, что в будущем это приведёт к безработице, невостребованности, а иногда и к дилетантизму.

Самый главный показатель профессионала — умение рисовать на хорошем академическом уровне, в какой бы из техник человек ни работал, от традиционных до ультрасовременных — дизайнеров, компьютерной графики, современной анимации. Поэтому структура нашего учебного заведения уникальна. Студент, с одной стороны, получает полноценное академическое художественное образование по рисунку и живописи. Становится Профессионалом с большой буквы. С другой — на протяжении 6 лет учёбы молодой художник работает параллельно в разных техниках — тех, которые ему может предложить жизнь. Ведь в мире много что меняется. К примеру, у нас преподаются иконопись и реставрация. Несколько лет назад мы и представить себе не могли, что иконопись станет безумно востребованной! Но сегодня это именно так. Строятся храмы, создаются иконостасы, делаются росписи, оформляются фасады монастырей. И профессионалов не хватает. Кстати, одна из последних работ специалистов Академии — росписи по стене в больнице Святителя Алексия при Патриархии. Они уже украшают помещения клиники.

   
   

Реставраторы тоже очень востребованы сегодня и у нас, и за рубежом. Причём реставраторы не только архитектуры, но и живописи, темперы, графики, фарфора, ювелирных украшений. У людей много предметов старины, которые со временем приходят в ветхость, но не хватает специалистов, умеющих не заново что-то сделать, а именно восстановить, владеющих технологией, мастерством. Печально, что профессиональных реставраторов не хватает не только частникам, но и музеям!

С гордостью могу сказать: из стен Академии выходит художник-универсал, умеющий работать в коллективе, что тоже немаловажно. Большие заказы, серьёзные проекты в одиночку не сделаешь. Именно слаженной командой мы осуществили проект ко Дню города в Немецкой слободе. Перед нами стояла необычная задача — создание декоративного оформления для ниш, располагающихся около метро «Бауманская». И мы превратили улицу в уникальную ретроспективу, художественно воплотив облик знаменитой Немецкой слободы.

В Академии каждый студент обязательно осваивает такие техники, как витраж, мозаика, керамика, роспись керамики, фарфора, книжная иллюстрация, анималистическая скульптура, настенная роспись, миниатюрная эмаль, основы ювелирного дела. И конечно, масляная живопись, пастель, офорт, иконопись.

Наша жизнь сегодня утратила понятие мастера. Мастер — тот, кто умеет работать руками, кто знает на практике своё дело. В специалистах крайне нуждается наша страна. Есть области и направления, где мастера нужны будут всегда. Пришло время их готовить. Поэтому мы уже занимаемся созданием ещё одного уровня образования — среднего профессионального, то есть у нас скоро будет и училище.

Также, помимо нашего главного направления — высшего образования, у нас есть отделение предпрофессионального образования, где учатся 2 года. Все, кто хочет в будущем стать художником, сдают экзамены на бюджетные места.

Выпуск студентов Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки 2018 г. Фото: Из личного архива

Поймать красоту

— Публика обожает ваши мастер-классы, где на глазах у всех создаётся картина. Говорят, вы можете научить рисовать любого вне зависимости от возраста.

— Это правда. В принципе любой желающий может учиться в Академии — надо только выбрать, какое образование вы хотите: высшее, подготовительное или просто для себя, для души.

У нас есть факультет дополнительного краткосрочного образования, куда может поступить каждый в любом возрасте. На этом отделении около 2 тысяч человек, детей и взрослых.

Также мы продолжаем выпускать учебники, пособия по акварельной живописи.

Кстати, 2 марта в Академии акварели и изящных искусств День открытых дверей. Всем гостям мы предоставим возможность попробовать многие из изобразительных техник на бесплатных пробных уроках и мастер-классах ведущих художников-педагогов. Это будет ваша первая работа, на этих примерах вы увидите методику преподавания. Можно провести целый день с друзьями или с семьёй и отлично отдохнуть от телевизора и Интернета. Также у нас стартует грандиозный марафон уникальных выставок великих русских художников из музеев России, выдающегося мастера, моего педагога по «Суриковке» Евгения Николаевича Трошева, а также картины наших учащихся и студентов, дипломные работы первого выпуска Академии.

На этой крупнейшей выставке 350 экспонатов из четырёх крупных российских музеев, предоставивших уникальные вещи, созданные великими русскими художниками. Многие малоизвестны и экспонируются впервые. Искусство Ильи Репина соседствует со станковыми произведениями Василия Поленова, Виктора Васнецова, Валентина Серова и Константина Коровина. Зинаида Серебрякова, Бенуа, Бакст, Врубель, Левитан... Большая часть — мастера Серебряного века, известные поиском новых сюжетов, обращением к национальному эпосу, обострённостью чувства и выразительностью цвета и света. Художники проектировали здания, делали эскизы мебели, костюмов и декораций, создавали афиши, открытки и даже украшали меню ресторанов. Искусство проникало всюду, что лично я очень приветствую. Красота — она везде, создана Богом. Цветок. Луна. Женщина. Солнце. Разве не красиво?! (Улыбается.) И художник должен «поймать» эту красоту и подарить людям.

Смотрите также: