«Хотели порвать на куски». В чём провинился Эдуард Мане?

Эдуард Мане. Портрет работы Надара. © / Портрет Эдуарда Мане работы Надара, 1870 год / Public Domain

23 января исполняется 190 лет со дня рождения художника Эдуарда Мане, стоявшего у истоков импрессионизма. Именно в этой манере написана одна из самых известных его картин — «Бар в «Фоли-Бержер», за которую он получил орден Почётного легиона. Многие произведения Мане сегодня украшают коллекции ведущих музеев мира.

   
   

Любил Лувр больше сладостей

Мане родился в 1832 году в Париже в состоятельной семье. Его отец, Огюст Мане, возглавлял департамент Министерства юстиции, мать Эжени-Дезире происходила из аристократического рода и была крестной дочерью короля Карла XIII.

Эдуард был старшим сыном, и отец планировал, что он пойдет по его стопам, став юристом, но это поприще совсем не привлекало юного Эдуарда. В пансионе он не проявлял рвения к наукам. Однажды его даже оставили на второй год. Все это удручало отца. Единственно, кто верил в юного Мане — так это его дядя Эдмон. Вместе они посещали Лувр, и это было единственное место, где Эдуард оживлялся. В Лувре он готов был проводить дни напролет. Но удавалось выкраивать на это от силы один день в неделю. Этих посещений музея он ждал как самую большую радость.

Огюст и Эжен Мане, картина Эдуарда Мане, 1860 год Фото: Public Domain/ Огюст и Эжен Мане, картина Эдуарда Мане, 1860 год

Дядюшка Эдмон и сам увлекался живописью. Делал наброски в свой блокнот. Эдуард обожал наблюдать, как на чистом листе бумаги возникали очертания людей. Дядя пытался уговорить отца юноши разрешить Эдуарду посещать курсы живописи, но тот считал ненужным тратить средства на баловство типа рисования. И тогда дядя сам оплатил курсы для племянника.

Когда пришло время окончательно определяться с выбором профессии, видя нежелание отца благословить его на серьезные занятия живописью, юноша пошел на компромисс. Он объявил, что будет учиться в мореходной школе. А после ее окончания они вернутся к обсуждению спорного вопроса. Отец согласился. Но Мане провалил вступительные экзамены в мореходку, что неудивительно, ведь учеником он был аховым. Ему посоветовали отправится в учебное морское путешествие, чтобы на следующий год все же поступить в училище.

Бразилия, где много диких обезьян

В качестве юнги будущий художник на борту парусного судна «Гавр и Гваделупа» совершил плавание через Атлантику. Юный Эдуард побывал в Бразилии, где после серых тонов Парижа окружающая действительность засияла для него разноцветными красками. В письмах к родителям он рассказывал о карнавале в Рио-де-Жанейро, о красоте местных женщин, о диких джунглях, которые потрясли богатством флоры и фауны. Юноше хотелось перенести всё увиденное на бумагу. И такая возможность появилась. В джунглях Эдуарда ужалила змея, нога так распухла, что он не мог передвигаться. Юнгу отправили на судно, где он провел две недели. Все это время он рисовал. Домой во Францию Мане привез массу карандашных зарисовок. Показал их отцу, и тот, наконец, сдался, признав, что рисунки сына действительно талантливы. Последняя преграда для серьезных занятий живописью исчезла. В 1850 году Эдуард начал брать уроки живописи у модного в то время в Париже художника Тома Кутюра.

Несколько лет Эдуард постигал азы искусства, пока не проявился его бунтарский дух. Ему пришлось покинуть мастерскую художника и заняться самообразованием. Вдохновение он черпал в любимом Лувре. Также Эдуард имел возможность путешествовать по Европе, посещая музеи в Италии, Испании, Германии, Голландии, Австрии. Он признавался, что обошел в этих странах все художественные собрания. Особенно влияние на него оказали Тициан, Рембрандт и Веласкес.

   
   
Лола из Валенсии (1862) Фото: репродукция

Передать мимолетные ощущения

Мане нащупывал свою манеру письма, которая позже получить название импрессионизм ( от слова «впечатление»). Он был одним из первых, кто разработал в живописи приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. Одним из первых циклов картин Мане были работы, где преобладали испанские мотивы: «Лола из Валенсии», «Мёртвый тореадор», «Испанский балет», «Кирсаджа».

Затем Мане решает обратиться к обнаженной натуре. Идея возникла после прогулки во берегу Сены. Наблюдая купающихся, художник воскликнул: «Кажется, мне пора приняться за нагую натуру. Ну что же, я им покажу, как это делается. Когда ещё был в ателье, я копировал Джорджоне — нагую женщину с музыкантами... Но у меня все будет по-другому — я перенесу сцену на воздух, окружу её прозрачной атмосферой, а люди будут такими, какими мы их видим сегодня». Так на появилась картина Мане «Завтрак на траве», которая первоначально называлась «Купание». Художник изобразил обнаженную девушку, сидящую на траве рядом с двумя одетыми господами. Стиль картины вступает в конфронтацию с академическими традициями. Резкий «фотографический» свет устраняет полутона. Мане не пытался скрыть мазки кисти, поэтому картина в некоторых местах выглядит неоконченной. В будущем те самые явные мазки кисти будут восприниматься как фирменный стиль Мане. Но тогда в момент премьеры полотна разразился грандиозный скандал. «Ни один элемент картины не соответствовал господствующим представлениям о прекрасном, а вся в целом она представлялась пощечиной хорошему вкусу», — так один из критиков выразил царившее в обществе мнение о работе Мане. Некоторые даже усмотрели в работе признаки сумасшествия автора, потому как разве можно писать такую пошлость в здравом уме. К Мане пришла слава, но вовсе не та, о которой он мечтал.

«Завтрак на траве», Эдуард Мане, 1863 год. Фото: Public Domain/ «Завтрак на траве», Эдуард Мане, 1863 год

Чтобы до картины не дотянулись

Он не был согласен с критикой, но счел за благо сменить творческие темы своих работ, хотя в свойственном ему бунтарском духе сразу же после «Завтрака на траве» написал еще «Олимпию», где снова была «обнаженка», и которую публика хотела разорвать на кусочки в буквальном смысле слова. Для этого на выставке ее пришлось повесить так высоко, чтобы ни одна рука посетителя не смогла до нее дотянуться.

В дальнейшем художник стал пробовать себя в написании натюрмортов, портретов, сцен на скачках. В 1870-х годах Эдуард Мане создает картины, которые в его творчестве определят как «самые светлые полотна»: «Натюрморт с лососем». «Завтрак в мастерской», «Миндаль, смородина и персики», «Пионы и секатор», «Мальчик, чистящий грушу».

В 1882 году Мане закончил работу над знаковой картиной — «Бар в «Фоли-Бержер». И эту работу оценили при его жизни. Художник получил за нее орден Почётного легиона. После всех скандалов, непонимания критики и публики, Эдуард Мане получил официальное призвание.

Он закончил эту картину будучи смертельно больным. Уже в ходе работы над «Баром в «Фоли-Бержер» у художника случился приступ, который отнесли к проявлениям ревматизма. При дальнейшем медицинском обследовании врачи диагностировали у Мане атаксию (при этом заболевании нарушается координация мышечных движений). Увы, болезнь прогрессировала и приковала Мане к постели.

Весной 1883 года у художника началась гангрена левой ноги. Врачи провели сложную операцию по ампутации, но, увы, это не спасло жизнь художника, он скончался 30 апреля 1883 года. Похоронили Мане в его родном Париже на кладбище Пасси.