«Хорошая девочка, женись». Мужья и карьера Марии Максаковой-старшей

Мария Петровна Максакова, оперная певица, солистка Государственного академического Большого театра (ГАБТ) СССР, народная артистка СССР. © / Василий Малышев / РИА Новости

Советская оперная певица, Народная артистка СССР, знаменитая обладательница лирического меццо-сопрано Мария Петровна Максакова родилась 8 апреля 1902 года в Астрахани в мещанской семье. Её отец Петр Васильевич Сидоров был служащим Волжского пароходства.

   
   

«Женись на ней!»

Пению Маша Сидорова училась в церковном хоре, а потом в Астраханском музыкальном училище. В очень молодом возрасте она вышла замуж за известного в то время певца-баритона, режиссёра, антрепренера и педагога Максимилиана Максакова, который стал её наставником. Настоящее его имя — Макс Шварц, он был уроженцем Австро-Венгрии.

Максимилиан Карлович Максаков. Фото: Commons.wikimedia.org

Знакомство будущих супругов состоялось при забавных обстоятельствах. На первой встрече Максимилиан Карлович заявил девушке: «Голос у тебя замечательный, но петь ты не умеешь». Та обиделась и уехала на прослушивание в Петроградскую Консерваторию. К удивлению, там ей сказали ровно то же самое. И тогда она возвращается к Максакову. В то время жена Максакова  оперная певица Ксения Васильевна Иорданская была уже при смерти. Она умирала от холеры, бушевавшей в годы Гражданской войны в Астрахани. Иорданская сказала мужу: «Маруся хорошая девочка, женись на ней». Овдовев, Максимилиан Максаков так и поступил. Жениху было 50 лет, а невесте Маше 18.

Именно он «слепил» из Марии Максаковой певицу в Астраханском театре оперы. В 1923 году Максаковы перебрались в Москву. Дебютом будущей звезды стала сложнейшая партия Амнерис в опере Джузеппе Верди «Аида». Сразу же после первого выхода на сцену Большого Максакову принимают в труппу театра. Там она работает со знаменитыми мастерами: дирижером Суком, режиссером Лосским. А с легендарных солистов Собинова, Неждановой, Обуховой молодая артистка брала пример. Максакова писала потом в воспоминаниях: «Благодаря искусствуНеждановой и Лоэнгрина-Собинова я впервые поняла, что у большого мастера образ достигает предельной выразительности лишь тогда, когда большая внутренняя взволнованность проявляется в форме простой и ясной, когда богатство душевного мира сочетается со скупостью движений».

Год Мария Петровна проработает в Большом театре, затем Максимилиан Максаков отправится преподавать оперное искусство в Ленинграде. Мария едет с мужем и два года поёт в Ленинградском Театре оперы и балета. В 1928 Мария Петровна возвращается в Большой, теперь уже надолго. Она проработает в нем до 1953 года. Максакову прославили главные партии в знаменитых операх: Кармен, Марфа в «Хованщине», Марина Мнишек в «Борисе Годунове», Ганна в «Майской ночи» и Любаша в «Царской невесте».

Артисты Государственного академического Большого театра СССР Мария Максакова (Марина Мнишек) и Георгий Нелепп (Дмитрий) в сцене из оперы М.Мусоргского «Борис Годунов». 1948 год. Фото: РИА Новости/ Балабанов

Жена «врага народа»

Максимилиан и Мария Максаковы долгое время не имели своего жилья, скитались по московским коммуналках. Свою квартиру они получили лишь в 1935 году. Но уже в 1936 года Максимилиана не стало.

Вторым мужем Марии Петровны был Яков Давтян, армянский революционер, дипломат и агент внешней разведки, а также ректор Ленинградского политехнического института. Брак продлился недолго. В ноябре 1937 года его арестовали. Обвинение строилось на том, что Яков Христофорович якобы участвовал в контрреволюционной организации, занимающейся терроризмом. Давтяна казнили в 1938 году, Максакова стала «женой врага народа».    
   

Следующий роман с артистом Большого, баритоном Александром Волковым. В 1940 году у Максаковой и Волкова рождается дочь Людмила ныне известная актриса Театра им. Вахтангова. Но вскоре после ее рождения Волков эмигрирует в США. Поэтому в метриках Максакова дочке дала собственную фамилию, а отчество Васильевна.

Актриса Театра им. Е.Вахтангова Людмила Максакова с дочерью Машей в домашней обстановке. На стене – портрет великой русской певицы Марии Максаковой, матери актрисы. 1999 год. Фото: РИА Новости/ Владимир Вяткин

В Большом театре Марию Максакову очень рано отправили на пенсию. Но она, отставленная от главной сцены страны, не только выжила, но и преумножила свою славу, начав гастролировать с русскими народными песнями по всему Советскому Союзу. Вот что по поводу ее манеры исполнения песен говорил прославленный Сергей Лемешев: «Спеть их можно по‑разному: и залихватски, и с вызовом, и с тем настроением, которое скрыто в словах: «Эх, пропади все пропадом!». А Максакова нашла свою интонацию, протяжную, порой задорную, но всегда облагороженную женственной мягкостью». Знаменитая оперная певица и педагог Вера Давыдова писала о Максаковой, что певица большое значение придавала внешнему виду. Максакова действительно была очень красива, да ещё и обладала великолепной фигурой. Возможно, красота её не увядала потому, что певица всегда тщательно следила за своей внешней формой, неукоснительно придерживалась строгого режима питания и упорно занималась гимнастикой.

Долгие годы Мария Петровна учила вокальному мастерству студентов ГИТИСа, основала Народную певческую школу, была членом жюри множества музыкальных состязаний.

Умерла Максакова в 1974 году, похоронили великую певицу на Введенском кладбище Москвы.

Могила М. П. Максаковой на Введенском кладбище. Фото: Commons.wikimedia.org