Николая Караченцова по праву можно назвать звездой – популярнейший актер театра и кино, его узнавали на улицах, а фильмы с его участием привлекали повышенное внимание. О такой карьере втайне мечтают, пожалуй, все артисты, поступая в творческий вуз, впервые выходя на сцену или на съемочную площадку. Но вряд ли можно с уверенностью утверждать, чего в такой карьере больше – случайности или закономерности. Наверное, и того, и другого поровну.
Караченцов родился 27 октября 1944 года в Москве, в творческой семье – отец был художником в журнале «Огонек», а мать – балетмейстером. Поэтому, видимо, он, не особо сомневаясь, сразу после средней школы поступил в Школу-студию МХАТ на актерский курс Владимира Монюкова, играл в студенческих спектаклях, был на хорошем счету и окончил вуз с отличием. А вот дальше в дело включилась та самая случайность: из московского театра имени Ленинского Комсомола ушел Анатолий Эфрос, вслед за режиссером театр покинула и часть труппы – и образовавшиеся вакансии пришлось занимать свежим выпускникам театральных училищ. Так Караченцов вместо МХАТа оказался в Ленкоме.
Вряд ли он тогда считал, что ему жутко повезло. Сменивший Эфроса Владимир Монахов старался лишь сохранить текущий репертуар, и вводил Караченцова в уже идущие спектакли. Но это была рутина. А творчество началось спустя несколько лет, когда Ленком возглавил Марк Захаров. Уже первая постановка – спектакль «Тиль» – вывела сыгравшего главную роль актера в число одного из самых известных артистов на театральной сцене. Потом была «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», где Караченцов сыграл две роли – Смерти и Главаря рейнджеров, поставленный Андреем Тарковским «Гамлет» (роль Лаэрта). И, разумеется, знаменитая рок-опера Алексея Рыбникова «Юнона и Авось», ставшая знаменитой на всю страну после выхода телеверсии в 1983 году. Знаменитыми стали и сыгравшие в спектакле актеры – в том числе и исполнивший роль графа Резанова Николай Караченцов.
Конечно, его к тому времени уже знали и за пределами круга любителей театра. В кино она начал сниматься еще в конце 60-х, правда, до больших ролей дело дошло только после успеха «Тиля»: он играл в драме «Старший сын», появился и в захаровской версии «Двенадцати стульев». Ну а после выразительного маркиза Рикандо в телефильме «Собака на сене» о Караченцове узнали, пожалуй, все жители СССР.
Он вообще был одним из немногих поющих артистов – в той же «Собаке на сене» в известном дуэте за Игоря Дмитриева, например, пел Михаил Боярский. Мог и каскадерские трюки исполнять – ездил верхом, умел фехтовать. Но как-то так получилось, что наибольшую известность Караченцову как киноактеру принесли роли комичных и простоватых преступников. Его Ури в «Приключениях Электроника» вошел в историю с присказкой про кнопку, его ковбой Билли в «Человеке с бульвара Капуцинов» очень смачно требовал не приставать к его бифштексу, а Мишка Япончик в «Дежа вю» очень понятно объяснял американскому гангстеру истинное положение дел в Одессе. Эти персонажи запоминались – и на их фоне драматические роли Караченцова, возможно, смотрелись не так ярко.
Спасал театр – графа Резанова Караченцов играл в постановке «Юноны и Авось» на протяжении четверти века. Возможно, мог играть и дальше, но страшная авария перечеркнула всю его дальнейшую карьеру – не только в театре, но и в кино. Актер долго боролся за жизнь, переносил многочисленные операции, но потом к травме головы добавил и рак: осенью 2017 года у него была выявлена злокачественная раковая опухоль в легком.
В последний раз Караченцов появлялся на экране в 2014 году: он сыграл в фильме «Белые Росы-2», сиквеле картины 1983 года, своего персонажа – постаревшего на тридцать лет Ваську Ходаса. Но в кадре он появился буквально на минуту, а сам озвучить этого героя уже не мог – здоровье не позволяло.
Николай Караченцов скончался в Москве за день до своего 74-го дня рождения.