Голый и великий. Каким запомнился «король эпизодов» Игорь Ясулович

Игорь Ясулович. © / Максим Блинов / РИА Новости

«Не хочешь, как Виноградова, будешь, как Персикова», — уверяет героиню Ирины Муравьевой герой Игоря Ясуловича в фильме «Самая обаятельная и привлекательная». Он сыграл фарцовщика-спекулянта с копной пышных волос. И это его фирменный стиль — мелькнуть на экране так, чтобы запомниться навсегда, наравне со всеми главными исполнителями. Он ушел из жизни в 81 год. Все последние недели актер провел в больнице — из-за возникших проблем с почками Ясуловичу пришлось делать срочную операцию. Однако операций оказалось несколько, после чего актера перевели в реанимацию, где подключили к ИВЛ.

   
   

Но зритель запомнил Ясуловича ярким, самобытным, талантливым. Это он, Ясулович, нелепый мужчина с собачкой, за прогулку с которой делает выговор строгая старшая по дому Нонна Мордюкова в «Бриллиантовой руке». Это он бродит с говорящим козлом в «Гостье из будущего». Это он, Ясулович, стоит голым на лестничной клетке в образе инженера Щукина в «12 стульях» Гайдая... Сотни ролей и перевоплощений, отточенное мастерство в самых, казалось бы, незначительных отрывках. Он был настоящим королем эпизода, большим мастером в крохотных зарисовках. Настоящей звездой дубляжа, фанатичным педагогом, настоящим профессионалом.

«Пошел за девочкой!»

Игорь Ясулович родился в семье военного и уже в детстве поколесил по Союзу. Появился он на свет под Самарой (тогда еще Куйбышевым), рос под Одессой, а юность встретил в Таллине.

Там он и пошел в театральный кружок. И не совсем за искусством — сам потом рассказывал, что там училась девочка, которая ему нравилась. Девочка осталась видением, а вот от любви к профессии Игорь Николаевич так никогда избавиться и не смог.

Он уехал в Москву, поступать во ВГИК и... сразу провалился.

После экзаменов будущий актер вместе с такими же неудачниками сел в трамвай. «Видимо, мы раскрепостились после этого жуткого напряжения», — позже предполагал Ясулович. Игорь раздухарился, что-то упоенно показывал приятелям, шутил, дурачился... На его счастье в этом же трамвае (вот времена были!) ехали и члены приемной комиссии. Кто-то из них парня запомнил и на следующий день поручил его отыскать. Как ни удивительно, но талантливого юношу обнаружили где-то в районе Останкино, где он жил у родственников. И взяли во ВГИК!

Из ЗАГСа сбежал. На репетицию

Ясулович был звездой и курса, и всего института. Он умел всё и любил куражиться. Его будущая супруга Наталья рассказывала, что во время ухаживаний он чего только не придумывал. Например, мог на эскалаторе в метро вдруг закричать: «Девушка! Что вы делаете! Не приставайте ко мне!».

   
   

«Сначала я стеснялась, — вспоминала Наталья Юрьевна. — А потом начала подыгрывать»...

С будущей женой Ясуловича познакомил их общий друг Всеволод Абдулов. Устроил им свидание в ресторане «Будапешт» 31 августа. А уже 1 сентября вечером Игорь позвонил Наталье: «Ты можешь сегодня встретиться? Потому что если мы не будем встречаться каждый день, я так не смогу»...

Невесте было всего 18, и ее родители были настроены против раннего брака. Влюбленные честно подождали год и расписались. Сразу из ЗАГСа жених сбежал на репетицию.

Отцом Натальи был знаменитый режиссер Юрий Егоров («Однажды двадцать лет спустя», «Отцы и деды»). И, конечно, нашлись те, кто обвинил молодого провинциала в женитьбе по расчету. «Если бы я такое услышала, — признавалась Наталья Егорова. — Дала бы подзатыльник».

Они прожили вместе больше 60 лет, у них родился сын Алексей, потом появились две внучки...

«Пьяный в метро»

После окончания института Ясулович поступил в театр пантомимы. Этот коллектив просуществовал всего два года. Но сам актер был уверен, что именно там он и стал профессионалом. О своей знаменитой сцене в «12 стульях» он вспоминал так: «Дело в том, что все движения инженера Щукина, как он кричит, как упускает дверь, как садится на лестницу — всё это надо было заранее продумать и исполнить при помощи пантомимы, поэтому всё и получилось».

Тридцать лет до 1994 года Игорь Николаевич служил в Театре киноактера. В 1990-е коллектив практически развалился, и артист болезненно это переживал. Он начал работать в Московском ТЮЗе.

Ясулович много снимался до самых преклонных лет. При всей своей внутренней интеллигентности и доброте он великолепно справлялся с образами негодяев и опустившихся алкоголиков. Он в принципе очень любил играть. Его друзья и родные рассказывали, что в компании Ясуловича с юности любили показывать небольшие зарисовки и отгадывать шарады. Например, среди прочего у Ясуловича была фирменная миниатюра «пьяный в метро».

Актёры Игорь Ясулович в роли Фесте, шута Оливии и Александр Феклистов в роли сэра Тоби Белча, дяди Оливии (справа) в сцене из спектакля «Двенадцатая ночь» по пьесе Уильяма Шекспира в постановке режиссера Деклана Доннеллана на сцене театра имени Пушкина в Москве. 2016 г. Фото: РИА Новости/ Владимир Вяткин

Игорь Николаевич много лет преподавал во ВГИКе, у него была своя творческая мастерская. Друг семьи Владимир Грамматиков рассказывал, что за эту работу Ясулович не получал ни копейки, но работал самозабвенно и регулярно, объясняя это просто: «Мне очень интересно!».

Игорь Ясулович очень любил жизнь, он обладал невероятным талантом, актерство бурлило в нем и постоянно прорывалось наружу.

Спасибо вам за все, Игорь Николаевич!