«Голливуд» для «старой калоши». Режиссер Александров и его любовь — Орлова

Григорий Александров и Любовь Орлова. © / РИА Новости

Он был очень заметной фигурой в советском кино двадцатых-сороковых годов XX века. Друг и соратник Сергея Эйзенштейна, с которым они делали «Броненосец «Потемкин» и «Октябрь» и ездили в зарубежную трехгодичную командировку. Режиссер и фактический автор безусловных хитов проката того времени — фильмов «Веселые ребята», «Цирк», «Весна», «Волга-Волга». Обладатель государственных наград и премий, лауреат призов международных фестивалей — всё это тоже он, Александров.

   
   

Казалось, в этом перечне нет места для настоящей любви. Но она нашлась — её и звали Любовью. Любовь Орлова — актриса музыкального театра, которую Александров сделал звездой советского экрана, а она была предана ему до самой своей смерти. Хотя есть версия, что не только ему.

Встретились два одиночества

После возвращения из заграничной поездки Александров задумался о самостоятельной работе, за пределами сотрудничества с Эйзенштейном. Ему предложили сделать фильм на основе музыкальной программы джазового исполнителя из Ленинграда Леонида Утесова. Правда, сценарий писали с нуля, и песни сочиняли тоже новые — но композитором остался сотрудничавший с джаз-бендом Исаак Дунаевский. Тогда же, через конкурс в газете, «нашелся» поэт-песенник Василий Лебедев-Кумач. Дело оставалось за малым: отыскать актрису на главную женскую роль. Вот с этим и возникли трудности.

По одной из версий, Любовь Орлова приходила на пробы, но режиссера не впечатлила, хотя сама она была от него в восторге. По другой — Александрову посоветовали сходить в театр и посмотреть на «интересную актрису», которой и оказалась Орлова. Как бы то ни было, они в итоге встретились.

У Орловой в то время были серьезные трудности в жизни. В 1930-м был арестован её первый муж — высокопоставленный сотрудник Наркомата земледелия Андрей Берзин, который обеспечивал скромной артистке хора и кордебалета достойную жизнь. После этого она перешла в солистки, где платили больше, и искала другие возможности для заработка — в том числе и в кино. Знакомство с Александровым помогло ей стать киноактрисой, хотя у многих были сомнения, что Орлова справится. Дело в том, что 31-летней на момент съемок актрисе предстояло играть 18-летнюю домработницу Анюту. Согласной одной из баек, Утёсов чуть ли не в глаза назвал её «старой калошей» — и заработал себе врага на всю жизнь.

На волне успеха

Вообще 30-40-е годы в советском кино были временем Александрова и Орлова. Были, разумеется, и другие режиссеры (тот же Иван Пырьев, с которым Александров вместе учился), и другие популярные актрисы — Валентина Серова, Марина Ладынина, Евгения Мельникова и другие. Но именно творческий и супружеский тандем (а они поженились сразу после выхода «Веселых ребят») пользовался каким-то странным авторитетом не только среди коллег, но и у власть предержащих.

Хиты они выпускали один за другим — «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь». В годы войны работали над «Боевым киносборником», где Орлова вернулась к роли письмоносицы Стрелки из фильма «Волга-Волга». После войны — новые успехи с «Весной» и «Встречей на Эльбе».

   
   

Но за кулисами этой череды побед случалось всякое. Адвокат Александр Добровинский, владелец архива Орловой и Александровой, рассказывал aif.ru, что единственный человек, которого актриса действительно любила, был её первый муж. Она даже просила за него Сталина, который к ней благоволил, когда встречалась с всесильным Генсеком наедине. Берзина, правда, не помиловали, но возможно, именно благодаря этой просьбе не расстреляли — он пробыл в ссылках и заключении до конца Великой Отечественной, но после освобождения Орлова к нему не вернулась. По мнению Добровинского, любовь Орловой и Александрова была другого рода — актриса была благодарна ему за то, что он сотворил из неё звезду номер один и уходить буквально в никуда не собиралась.

Любопытно, что и Александров делал всё, чтобы его супруга в кадре смотрелась как можно выгоднее. В ход шли грим, выверенные жесты и крупные планы, нужные ракурсы камеры. Режиссер был готов на многое — например, во время работы над «Цирком» просто переснял ряд сцен, где была заметна разница в возрасте между 33-летней Орловой и 24-летним Сергеем Столяровым.

Советские миллионеры

В пятидесятые годы творческий тандем Александрова и Орловой начал сбоить. Биографический фильм 1952 года «Композитор Глинка» был, пожалуй, последней приличной киноработой этой пары. Уже в 1960-м странная комедия «Русский сувенир» оказалась слишком пустой и пропагандисткой даже для СССР того времени — и была положена на полку.

После этой неудачи Александров ещё снимал, но в основном «партийное» кино — вроде «Ленин в Польше» или «Ленин в Швейцарии», которые даже «лениниану» не украсили. Последний совместный проект творческого и семейного союза случился уже в 1970-е — 70-летняя Орлова играла молодую девушку, но все прежние приемы мужа уже не работали. Омолодить актрису средствами кино в то время было невозможно. А картину на экраны так и не выпустили.

Орлова скончалась в 1975 году. Добровинский вспоминал, что в последние годы жизни именно она тянула на себе семью — давала концерты, играла в театре и зарабатывала деньги. Вскоре после её смерти умер и сын Александрова от первого брака Дуглас (Василий), а все заботы о пожилом режиссере легли на плечи его снохи Галины Крыловой. Вскоре они поженились. Считалось, что этот был брак по расчету — так Александров закреплял её права на наследство. Несмотря на провалы последнего времени, они с Орловой скопили достаточно для безбедной жизни — у них были миллионные накопления и дача во Внуково на гектаре земли, обустроенная в подражание голливудской вилле Чарли Чаплина.

Григорий Александров скончался в декабре 1983 года, успев закончить документальный фильм о Любови Орловой.

Наследники его дачный гектар не уберегли — Крылова вскоре скончалась, а внук режиссера распродал часть участка, а то, что осталось, выкупил адвокат Добровинский — вместе с архивом.