Главную роль получил… после смерти. Непростая судьба любимого актера Гайдая

Виктор Уральский в фильме «Не может быть!» (1975) © / Кадр из фильма

95 лет назад родился Виктор Уральский – актер, которого многие знали в лицо, но мало кто помнил по фамилии. 

   
   

Иногда ему давали роли без слов. Порой не указывали в титрах. Но все же… «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Иван Васильевич меняет профессию», «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень», «Москва слезам не верит», «Зимний вечер в Гаграх», «Неуловимые мстители»,  «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»… 

Перечислять картины и режиссеров, у которых снимался Уральский, можно долго. Равно, как и его персонажей. Кем он только не был на экране! Партизан, разведчик, повар, сторож, грузчик, часовой, почтальон, гардеробщик, электромонтер… Кажется, примерил на себя все профессии. Любили режиссеры одевать его и в милицейскую форму. А в 59-летнем актере разглядели вдруг МихалИваныча Калинина – и в четырех фильмах Уральский сыграл «всесоюзного старосту».

Виктор Уральский в фильме «Сталинград» (1989). Кадр из фильма

 В театральную студию за пайком

И только летчиком побывать, кажется, не довелось. О небе Виктор грезил с детства. Но, когда началась война, бросил учебу и пошел на первый часовой завод слесарем-инструментальщиком. В 1942-м завод эвакуировали, а вскоре и Виктору с семьей пришлось покинуть Москву. Вместе с родителями он уехал в Алма-Ату, устроился на автобазу. Но мать посоветовала поступить в студию при эвакуированном театре имени Моссовета (сама Полина Дыновская играла на сцене, а отец Владимир Уральский до войны был весьма популярным киноактером).

Совет матери имел практическую подоплеку – студентам «театралки» полагался более солидный, чем у рабочих, продовольственный паек. А за участие в съемках на Центральной объединенной киностудии давали еще и дополнительные хлебные карточки. Первыми наставниками Виктора стали Михаил Тарханов и Иван Пельцер. Дебютный фильм актера вышел на экраны уже в 1943-м. В титрах его фамилии не было – эпизод оказался совсем незначительным. А сам Виктор был уже на фронте.

Долго воевать, правда, не пришлось. Через год с небольшим его демобилизовали по состоянию здоровья. И, видимо, к лучшему. Виктор вернулся к актерской деятельности и за 10 лет успел послужить в театре драмы и комедии Калининского района Москвы, в драмтеатре ЦДКА имени Фрунзе, во Владимирской областной филармонии, театре драмы и комедии Минречфлота СССР, Калининградском облдрамтеатре. Персонажи были сплошь характерно-комедийные. Всю классику, считай, переиграл. Простоев не было.

Виктор Уральский в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» (1965). Кадр из фильма

 Ни славы, ни званий

Не известно, сколько бы он еще так колесил по стране. Смерть отца в 1955-м заставила остановиться, оглянуться… И решил Виктор осесть наконец в Москве. В театре-студии киноактера ему были рады. Тут же приняли в штат. И служил Уральский там вплоть до 1990-х. Играл на сцене. Снимался столько, что едва успевал читать сценарии и переходить из одной картины в другую. Шутка ли, в фильмографии - 190 картин.

   
   

Герои его были простыми, убедительными. И всегда запоминающимися. Даром, что эпизоды, как правило, длились несколько секунд. И ни разу никто не предложил Уральскому хотя бы роль второго плана. О главных он уже и не мечтал. Хотя в театре работы были яркими, разноплановыми. Играл Чехова, Островского, Шекспира. И вовсе не «кушать подано!». 

В молодости он расстраивался, что кинорежиссеры не видят в нем главного героя. Но с возрастом понял, что для экрана важен каждый эпизод. Случайных кадров не бывает. А значит, сыграть нужно так, будто это роль всей твоей жизни. Уральский так умел. И гордился, что его приглашали лучшие советские режиссеры. 

Виктор Уральский в фильме «Сказка о царе Салтане» (1966). Кадр из фильма

С Леонидом Гайдаем актер встретился на пробах комедии «Деловые люди» и произвел на режиссера хорошее впечатление. У Гайдая возникли планы о совместной работе дальше, а у Виктора появилась надежда на большую роль. Но, перевоплотившись в кочегара в эпизоде, Уральский получил приглашение сыграть… повара в «Операции «Ы», затем милиционера в «Бриллиантовой руке» и «Иване Васильевиче», грузчика в «Спортлото-82»… Надежды на серьезную работу не оправдались. Даром, что Виктор стал любимым актером Леонида Гайдая. Он снялся в 11 картинах комедиографа. А это рекорд! Георгий Вицин, к слову, сыграл в 10 фильмах, а жена режиссера Нина Гребешкова – в 9. 

Многие киноленты с участием Виктора становились любимыми у зрителей, получали награды. Однако он так и остался в тени актеров, сыгравших главные роли. Не получив ни славы, ни широкой известности, ни званий.

Виктор Уральский в фильме «Бриллиантовая рука» (1968). Кадр из фильма

Полвека с одной женщиной

Тем не менее жил Виктор Владимирович, не унывал. Коллеги рассказывали: с хорошим чувством юмора был человек, любил розыгрыши. Оттого, видно, и прожил долго. И работал до последнего. Хотя приступы болезни Паркинсона мучили и раз от раза становились длиннее. На них накладывались сердечные проблемы. Но жаловаться Уральский не любил и недуги от посторонних пытался скрывать. Поддерживали жена и дочь. Лилия Ястребова была на 12 лет моложе Виктора. Она инженер-геолог, он – актер. А вот, надо же, встретились две половинки… Ссорились, мирились, говорят, даже думали о разводе. Тем не менее прожили полвека, воспитали дочь. Ирина стала оператором, позже во ВГИК поступил ее сын. А она, отдавая дань памяти отцу, выступила автором и режиссером фильма о кинодинастии Уральских. Чтобы дать наконец Виктору Владимировичу главную роль…