24 декабря 1946 года родился Леонид Филатов. Он вошёл в плеяду самых любимых театральных и киноактёров СССР, а его поэтические произведения всегда приводили публику в восторг.
1980-е годы прошли под «знаком» Леонида Филатова. На это время пришёлся апогей всенародной популярности талантливого артиста. Вряд ли в стране можно было найти человека, кто не знал имени этого актёра, поэта, драматурга, пародиста. Однако сам Филатов о своей популярности говорил с неподдельной самоиронией: «Я мечтал стать мировой знаменитостью, осчастливить всё человечество и навсегда остаться в памяти благодарных современников. Этого не получилось. И всё-таки я счастлив… Именно тогда я научился жалеть и прощать...». В день рождения талантливого артиста АиФ.ru вспоминает его путь, прервавшийся слишком рано.
Гений по призванию
Знакомство родителей Филатова произошло заочно в самый разгар войны. Его мать трудилась на заводе, где однажды девушкам предложили написать письма на фронт, чтобы поддержать бойцов. Из огромного списка Клавдия Филатова выбрала одного человека, своего однофамильца. Через некоторое время Алексей Филатов ей ответил, завязалась переписка, а сразу после победы они поженились. Уже 24 декабря 1946 года у молодых супругов появился на свет будущий артист.
Из-за того, что отец Филатова был радистом, семье пришлось много переезжать. Но так продолжалось всего несколько лет, Клавдия быстро устала от бесконечной перемены условий жизни и климата. Она подала на развод.
Сперва семилетний Филатов остался с отцом и уехал вместе с ним в Ашхабад, потом на несколько лет переехал к матери в Пензу, затем снова вернулся к отцу... Постоянным в его жизни было только одно — увлечение кино и литературой. Уже в 15 лет газета «Комсомолец Туркменистана» напечатала басню Филатова и выплатила первый в его жизни гонорар. Сам же юноша мечтал стать режиссёром. Его друзья, учителя, одноклассники были уверены – растёт знаменитость, и Филатов всерьез считал, что во ВГИКе его ждут с распростёртыми объятьями.
Когда, окончив школу, амбициозный парень приехал поступать во ВГИК, Москва быстро осадила провинциала. В институт своей мечты Филатов экзамены провалил, зато ему удалось пройти отбор в Щукинское училище не на режиссёрский, а на актёрский факультет.
Скромный герой-любовник
Молодому артисту повезло. Сразу после Щукинского училища его приняли на работу в Театр на Таганке, который стал для него самым лучшим университетом, там Филатов мог наблюдать за работой таких гениальных актёров, как Владимир Высоцкий, Сергей Параджанов, Булат Окуджава. Позже он всегда говорил, что «Таганка» в его жизни была самым счастливым местом на планете.
Филатов сразу завоевал симпатии зрителей «Таганки». Он был обаятелен, артистичен, его роль в спектакле «Что делать?», благодаря талантливому исполнению, стала одной из ведущих. Затем были Горацио в шекспировском «Гамлете», Федерциони в спектакле «Жизнь Галилея», Кульчицкого в постановке «Павшие и живые» и многие другие.
Однако широкая популярность пришла к Филатову, когда на экраны вышел первый советский фильм-катастрофа «Экипаж», где он сыграл главную роль. Там же вместе с молодой актрисой Александрой Яковлевой ему пришлось сниматься в непривычной для советского экрана эротической сцене. Как вспоминал режиссёр фильма Александр Митта, Филатов наотрез отказался сниматься без брюк и во всех постельных сценах работал в джинсах, прикрывая их простынёй. Артист всегда говорил, что ему трудно даётся роль плейбоя, ведь в жизни он абсолютно другой человек — стеснительный и скромный.
Кино и театра талантливому артисту, поэту, драматургу всегда было мало, он сочинял стихи, пьесы, басни, пародии. Свою первую сказку — «Про Федота-стрельца, удалого молодца» — Филатов написал в 1985 году. Потом были книги «Любовь к трём апельсинам», «Большая любовь Робина Гуда», «Я — человек театральный», «Лисистрата». В 1990-х, когда здоровье актёра серьезно пошатнулось, он стал ещё больше времени посвящать литературе.
«Сложный характер»
О Филатове часто говорили: «Талантлив, а человек сложный». Многие считали, что у него задиристый характер, но это было не так, просто артист не терпел хамства. В своей книге «Леонид Филатов: Прямая речь» он писал: «У нас даже уважение, любовь народная — и та какого-то особого свойства. Где-нибудь в провинции, в гостиничном ресторане подходит незнакомый человек: “А, это ты в таком-то фильме играл?”. И попробуй ему в чём-нибудь откажи. Моё нежелание потанцевать с его девушкой тут же рождает взрыв дикой ненависти: “Ты что о себе воображаешь? Мы, работяги! А ты рылом торгуешь!”. Вот вам любовь публики».
На самом же деле артист всегда предъявлял требования сначала к себе и только потом к окружающим. Строки из стихотворения Филатова «Компромисс» многое могут сказать о характере автора:
Я себя проверяю на крепость:
Компромиссы — какая нелепость!
Я себя осаждаю, как крепость,
И никак не решаюсь напасть.
Не решаюсь. Боюсь. Проверяю.
Вычисляю, тревожно сопя,
Сколько пороху и провианту
Заготовил я против себя.
В 1990-е годы здоровье артиста сильно пошатнулось: он перенёс инсульт, была сделана операция по удалению, а затем пересадка почки — о сцене не могло быть и речи. Тогда Филатову предложили работу на телевидении. Талантливый актёр, поэт, драматург вёл передачу «Чтобы помнили» о несправедливо забытых актёрах, которых уже не было в живых. Передача пользовалась у зрителей большой популярностью, но была закрыта 15 ноября 2003 года в связи со смертью самого ведущего.
О, не лети так, жизнь!..
На миг, но задержись!..
Уж лучше ты меня
Калечь, пытай и мучай,
Пусть будет все: болезнь,
Тюрьма, несчастный случай, —
Я все перенесу,
Но не лети так, жизнь!..
Передача «Чтобы помнили» вышла в эфир ещё раз 4 декабря 2003 года, она была посвящена уже самому Филатову.