Герман Садулаев: «Глупо пугать русских войной»

Герман Садулаев. © / Photoagency Interpress / www.globallookpress.com

Роман Германа Садулаева «Готские письма» стал лауреатом премии «Ясная поляна-2021». Премий у этого писателя чеченского происхождения, живущего в Петербурге, хватает. Как хватает и времени действовать, а не только писать — он уже успел съездить в Херсон, на открытие штаба Захара Прилепина.

   
   

Пианистов среди чеченцев всегда было не меньше, чем боксёров.

«Так ломаются шаблоны»

Юлия Шигарева, aif.ru: — Герман, ваша первая книга называлась «Я — чеченец!». По тем временам — поступок. Ведь в начале 2000-х слово «чеченец» вызывало определённые ассоциации. Сегодня же чеченские бойцы на Донбассе — образец вежливости и надёжности. В одном из ТГ-каналов посмотрела запись, сделанную в недавно освобождённом украинском населённом пункте: чеченский боец играет джаз на раздолбанном школьном пианино, поставив рядом автомат. Сколько времени нужно, чтобы отношение одного народа (или народов) к другому поменялось? Ведь сегодня слово «русский» на Западе тоже самые разные эмоции вызывает.

Германа Садулаев: — Да, меняются стереотипы. Реальность не меняется. Я жил в Чечне в детстве и учился в музыкальной школе. У нас была полная школа чеченских детей, которые играли на фортепиано и не только. Не меньше, чем в Саратове, например. Но стереотипы говорили о том, что чеченцы — боевики. Ну, или спортсмены. Боксёры там или борцы. Но не пианисты. Хотя пианистов среди чеченцев всегда было не меньше, чем боксёров.

Хорошо, что этот чеченский боец сыграл на фортепиано. И хорошо, что кто-то это снял и выложил. Так ломаются шаблоны. Оказывается, можно быть и чеченцем, и бойцом, и при этом играть на фортепиано.

Русскими сейчас на Западе пугают детей. Ну, в принципе, пусть. Пусть думают, что мы очень страшные. Мы ведь действительно очень страшные. Если с нами воевать. А если с нами дружить, то мы совсем не страшные, а очень милые.

Шаблоны ломаются быстро, за минуту. Когда приходит время. Русскими сейчас на Западе пугают детей. Ну, в принципе, пусть. Пусть думают, что мы очень страшные. Мы ведь действительно очень страшные. Если с нами воевать. А если с нами дружить, то мы совсем не страшные, а очень милые. Можем и на фортепиано сыграть, и котика погладить. Так, может, лучше просто с нами дружить, а не пытаться угрожать нам войной? У меня в книге «Готские письма» есть смешной и злой текст «Хотят ли русские войны?». Конечно, хотят. Глупо пугать русских войной. Оказывается, что русские никода не против хорошенько повоевать. А те, кто пытался испугать русских, сами очень сильно пугаются того, что они вдруг видят в русских. Есть такой мультик — про крошку Енота. Как он пытался испугать своё отражение в озере, размахивая палкой. У отражения палка всегда оказывалась длиннее и страшнее. Мы — такое отражение. Не надо нас пугать, и мы не будем страшными. Вот что надо понять людям Запада, этим крошкам Енотам.

   
   

— Все последние годы режиссёры, сценаристы, критики вздыхали: что-то не находится герой нашего времени. Но в последние месяцы жизнь несётся со скоростью курьерского поезда. Новый герой в этот поезд успеет вскочить? И кто это будет?

— Тут всё просто. Президент России Владимир Путин сказал, что нужно воспеть в искусстве героизм защитников Донбасса, наших воинов, сражающихся в СВО. Почему бы не прислушаться к совету Президента?

— В последние четыре месяца многие пытаются проводить параллели с российской историей. У вас какие возникают?

— Россия-Евразия периодически проходит периоды смуты, словно бы распадается, но потом собирается снова. Таким было время Гражданской войны 1918-1922 годов. А ещё — «великая замятня» в Золотой Орде. И другие были кризисные моменты. Урок в том, что мы всё равно соберёмся. Наши враги радуются рано. И недолго.

— Меняются времена — меняются пристрастия у читателей. То все сметали с полок мемуары, то повернулись на литературе по личностному росту. А сейчас куда маятник качнётся?

— Вы очень интересные примеры привели. Ведь биографии, мемуары — это тоже пособия по личностному росту. Опыт жизни, преодоления препятствий, достижения успехов и терпения неудач. Часто утверждают: не учите читателя! Просто развлекайте! Или, ну там, эстетически восхищайте. Но ни в коем случае не учите! Однако читатель сам хочет учиться. Во все времена литература была не только средством не только развлечения, но и обучения, в широком смысле слова, научения человека жизни. Сейчас в развлекательной сфере литература прогрывает конкуренцию интернету, кино. Однако тем выше ценность литературы в сфере обучения и воспитания. Я, например, человек старой закалки. Когда я иду в кино, я хочу, чтобы мне сделали красиво и интересно. Всякий арт-хаус я не люблю. Когда я хочу, чтобы меня учили, воспитывали и подталкивали к размышлениям — для этого у меня есть книги.

— А можно ли в принципе по этой мотивационной литературе научиться быть успешным?

— Успех или неудача зависят от кармы. Человек может только выполнять свой долг. И стараться быть, в рамках возможного, лучшей версией себя. Этому учат все литературные источники: романы Льва Толстого, Теодора Драйзера, Библия, Бхагавад-гита и остальные.