Гастроли в один конец. Истории Нуреева, Барышникова и других беглецов

Михаил Барышников, Александр Годунов, Рудольф Нуреев, Наталия Макарова. © / Коллаж АиФ

Лишение гражданства, заочный арест и полное забвение на родине — это лишь небольшой список тех санкций, которые неизбежно настигали невозвращенцев. Новая жизнь требовала от них больших жертв. Так, например, «предатель» Рудольф Нуреев навсегда потерял связь с отцом, который от него отрекся. Александр Годунов — жену и музу Людмилу Власову, Михаил Барышников — любимую женщину Татьяну Кольцову. И если тот же Нуреев смог пережить разлуку с семьей, то Годунов не справился с этим испытанием. Как сложилась судьба известных беглецов из мира балета, рассказывает АиФ.ru.

   
   

Наталия Макарова

В 1989 году в аэропорту Пулково приземлился самолет из Нью-Йорка. Как только двери воздушного судна открылись, из них буквально выпорхнула навстречу ожидавшей ее толпе экс-солистка Театра оперы и балета имени Кирова Наталия Макарова. Это было первое посещение Советского Союза танцовщицей, с тех пор как она попросила политического убежища в Великобритании.

Матильда Кшесинская и балерина Наталья Макарова pic.twitter.com/eSkbMry7wY

— Angela Kosa (@Gela_Kosa) 13 сентября 2017 г.

В 1970 году тогда еще тридцатилетняя Наташа случайно оказалась на гастролях в Лондоне. В поездку ее отправили практически силой. В Ленинграде Макарова готовила очередную сложную партию и не хотела терять драгоценное время даже на командировку. Конечно, спорить с высшим руководством театра балерина не решилась, это было бесполезно и даже опасно. Оказавшись в британской столице, Наталия встретилась со своим другом, внуком известного политического деятеля Михаила Родзянко Владимиром. Именно после разговора с ним Макарова решила не возвращаться на родину и вызвала полицию, чтобы оформить все по закону. К сожалению, поступок балерины стоил главному балетмейстеру Ленинградского театра оперы и балета Константину Сергееву должности. Его уволили с формулировкой «за ослабление идеологической работы». 

Принимая решение остаться, Наталия видела себя на сцене королевского Ковент-Гардена. Но труппа не собиралась принимать очередную советскую беглянку с распростёртыми объятиями. Артисты поставили руководству ультиматум: либо мы, либо она. В итоге Макарова стала примой Американского театра балета и обосновалась в США. На сцену Ковент-Гардена танцовщица все же вышла, но позже и в качестве приглашенной звезды.

Кстати, именно на другом континенте балерина встретила будущего супруга. Бизнесмен Эдвард Каркар мечтал познакомиться с ней еще во время гастролей Наталии в составе ленинградской труппы. Однако тогда она лишь успела оставить ему свой автограф. Открытку с подписью Макарова нашла у мужа уже после их свадьбы.

Балерина Наталья Макарова ставит в МАМТе шедевр Мариуса Петипа https://t.co/uo5Wp06Vw6 pic.twitter.com/Pwr7V6OJqp

— VashDosug.ru (@vashdosugru) 8 октября 2013 г.

В СССР у артистки осталась мама, после побега дочери ее часто вызывали в КГБ на допросы и клеймили позором. На одной из таких встреч женщину в который раз обвинили в случившемся, на что та заявила: «Я воспитала хорошего человека, все остальное — это ваша ответственность». Удивительно, но после этих слов ее больше не трогали. Тем временем Макарова пыталась всеми возможными способами поддерживать связь с родным человеком, через друзей и знакомых передавала небольшие подарки, письма и фотографии. Их встреча состоялась лишь спустя 20 лет.

Михаил Барышников

Квартира в центре Ленинграда с домработницей, собственная «Волга» и зарплата 440 рублей. В свои 25 лет Михаил Барышников имел все, о чем мог мечтать обычный советский человек. Но танцовщик явно не относился к категории «обычных», он хотел свободно жить и творить. А такую роскошь в Советском Союзе не позволяли себе даже высшие партийные деятели.

   
   

О том, что благополучный и примерный во всех отношениях Миша Барышников хочет уехать из страны, КГБ не подозревал. Возможно, переписка танцовщика с «предателем» Нуреевым могла открыть глаза сотрудникам спецслужбы на происходящее, однако этот факт его биографии каким-то чудесным образом остался незамеченным. Как, впрочем, и записка с детальным планом побега, которую артист получил, будучи на гастролях в Канаде в 1974, во время приема в честь прибытия труппы Кировского театра. Схема была простой: сразу после выступления Барышников должен был выйти через черный вход и добраться до назначенной улицы, где его ждала машина. С первых минут все пошло не так, как планировалось. Сначала танцовщик задержался из-за поломки занавеса, потом зрители стали вызывать своего кумира на бис. Когда он наконец-то покинул театр, Михаила окружила толпа фанатов, среди которых, естественно, были и представители КГБ. Дав пару автографов, чтобы усыпить их бдительность, Барышников прорвался через толпу и побежал. Погода в этот день явно была не на его стороне: пошел мелкий дождь, и асфальт стал очень скользким, но артист все же оторвался от преследователей и сел в машину, где находился сотрудник миграционной службы.

Из Канады танцовщик переехал в США и стал сначала премьером, а затем руководителем Американского театра балета. В 1989 году он оставил свой пост и занялся современным танцем. Также Барышников снимался в кино. Его можно увидеть не только в известном телесериале «Секс в большом городе», но и в других  фильмах. Самые известные — «Белые ночи» и «Поворотный пункт». Кстати, последний был номинирован на «Оскар», правда, так его и не получил.  

Рудольф Нуреев

Москва — Париж — Лондон — Москва. Именно такой маршрут должна была совершить труппа Кировского театра в 1961 году, отправляясь на гастроли. Конечно, далеко не все артисты попали в список выехавших за рубеж. Но Рудольф Нуреев все же оказался одним из этих «счастливчиков». Французский импресарио буквально отвоевал премьера у руководства театра, заявив в ультимативной форме, что без танцовщика никаких гастролей не будет. 

Во время поездки Рудольф вел себя не так, как подобает добропорядочным советским артистам. Он один гулял по городу, заводил, по мнению сотрудников КГБ, сомнительные знакомства, а вместо музеев посещал увеселительные заведения. Естественно, было принято решение отправить «бунтаря» домой, как только гастроли в Париже подойдут к концу. Сделать это нужно было тихо, не привлекая внимания журналистов. Однако обойтись малой кровью не получилось. Когда 17 июня 1961 года во французском аэропорту Ле-Бурже артисту сообщили, что его срочно вызывают в Москву для выступления в Кремле, он тут же понял, в чем дело, и молниеносно принял одно из самых важных решений в своей жизни. Увидев полицейских, Нуреев подошел к ним со словами: «Я хочу остаться в вашей стране». Рудольф практически не глядя подписал все необходимые документы и остался в чужой стране с 36 франками в кармане. 

К концу своей жизни танцовщик стал невероятно богатым человеком. Еще бы! В год он давал почти 200 выступлений по всему миру, как  сольных, так и в паре с легендарной Марго Фонтейн. Мальчик, которому в детстве приходилось донашивать одежду своих сестер, превратился в обладателя собственного острова и приличного счета в банке, а главное, всю оставшуюся жизнь он танцевал только то, что хотел сам, а не действовал по указке сверху.

Александр Годунов

19 августа 1979 года солист Большого театра Александр Годунов вышел из отеля Mayflower в Нью-Йорке, где остановилась вся труппа из Москвы, и ушел в неизвестном направлении. Супруга Людмила Власова не сразу забила тревогу, ведь за день до этого ее муж блистал на сцене Метрополитен-опера в «Ромео и Джульетте» и у него был законный выходной. К тому же в номере остались его личные вещи и паспорт. Однако вечером балерина поняла, что-то пошло не так, и сообщила о пропаже сопровождающим группу сотрудникам КГБ.

Пока те пытались найти танцовщика, Александр отсиживался в квартире друзей Иосифа Бродского. Поэт помог беглецу замести следы и спрятаться, ведь если бы он оказался в руках сотрудников советской спецслужбы, его бы силой отправили обратно в столицу. Однако у Годунова был иной план: он твердо хотел остаться в Америке. Это решение зрело в его голове несколько лет. Несмотря на свой талант и востребованность, солист Большого театра около 5 лет был невыездным. Организаторы гастролей часто шли на хитрость: писали имя Годунова на афишах, но в последний момент заменяли его кем-то другим. Удивительно, что он не убежал в период своих первых заграничных гастролей, ведь все, начиная от уборщиц театра и заканчивая высшим руководством, знали о непростом характере и свободолюбивом нраве Александра. В Нью-Йорке он наконец-то решился осуществить задуманное.

Узнав об этом, сотрудники КГБ тут же попытались вывезти супругу танцовщика из страны. Но не тут-то было. Перед самым взлетом на борт самолета ворвались сотрудники ФБР и потребовали выдать им Людмилу Власову. Женщина  отказалась покидать воздушное судно. В отличие от супруга она не планировала оставаться в Америке, поскольку в Москве балерину ждала престарелая мать. Однако в искренность ее намерения никто среди американских властей тогда не верил. В итоге самолет был задержан в аэропорту Кеннеди на целых три дня и вылетел только после того, как Власова подтвердила свое добровольное желание покинуть страну перед официальными лицами США. Все эти три дня рядом с самолетом находился и Годунов, он до последнего надеялся, что жена примет его сторону. Узнав об отказе, танцовщик впал в глубокую депрессию.        

Судьба беглеца сложилась не так радужно, как он ожидал. Американский театр балета, в котором Александр планировал работать, смог принять его только через полгода, когда сотрудники кордебалета прекратили свою забастовку из-за появления нового солиста. Но то ли в силу своего характера, то ли из-за конфликтов с руководителем труппы Михаилом Барышниковым артисту пришлось оставить коллектив практически через год и начать сольный проект «Годунов и звезды». Поездив по стране с гастролями, он в итоге оставил сцену и стал актером. На этом поприще достижения Александра были настолько скромными, что из всех картин можно вспомнить, пожалуй, только «Свидетеля» и «Крепкий орешек». Тоска по жене и нереализованность в профессии усугубили пристрастие артиста к алкоголю. В 1995 году Годунов отправился на очередные съемки в Будапешт, там ему удалось впервые встретиться с матерью и братом через 16 лет после побега. Свидание с родными больше походило на деловые переговоры, родственники только попросили денег и уехали, а танцовщик запил еще сильнее. Его нашли мертвым в своей квартире 18 мая 1995 года. Александру было всего 45 лет.