Физик, лирик, алкоголик. Судьба юных актеров «Добро пожаловать» Климова

«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», 1964 г. © / Кадр из фильма

В истории советского кино было несколько примеров того, как дипломная работа режиссера-выпускника становилась фильмом на все времена. Такие картины есть у Андрея Тарковского, Марлена Хуциева, Никиты Михалкова. И, разумеется, у Элема Климова — одного из самых ярких постановщиков СССР, автора исторической «Агонии» и военной драмы «Иди и смотри». 

   
   

Климов свои первые короткометражки — «Жиних» и «Смотрите, небо!» — снял как курсовые работы во время учебы во ВГИКе (в мастерской Ефима Дзигана). Ну а его дипломом стала полнометражная сатирическая комедия «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» 1964 года. За сложным и противоречивым названием скрывалась добрая история о пионерском лагере, в котором директорствует товарищ Дынин (блестящая работа Евгения Евстигнеева). За формальное нарушение строгих правил Дынин выгоняет из лагеря пионера Костю Иночкина — но и он, и его друзья делают все возможное, чтобы обойти наказание.

Фильм вошел в отечественную культуру множеством цитат, пригодных почти на все случаи жизни. Ну и, конечно, работой совсем юных актеров — но для многих из них работа с Климовым так и не стала билетом в мир большого кино. 

Виктор Косых (роль — Костя Иночкин) 

Виктор Косых (его настоящая фамилия — Волков) родился в 1950 году; его отчимом был актер Иван Косых. Семья жила в Москве, и на пробы к Климову Виктор попал в числе других школьников, отобранных ассистентами режиссера. Первоначально он пробовался на роль Марата (мальчик, нарисовавший карикатуру на Иночкина), но в итоге сумел доказать режиссеру, что в главной роли он будет смотреться лучше. Так и получилось — сейчас сложно представить другого Иночкина. Ну а для Виктора Косых роль в «Добро пожаловать» стала первой в длинной карьере, но далеко не единственной. Он снялся в фильмах «Отец солдата», «Звонят, откройте дверь», «Ташкент — город хлебный», сыграл Даньку в трилогии про «Неуловимых мстителей»; окончил актерский факультет ВГИКа — в мастерской Сергея Бондарчука. Всего в его фильмографии было более сорока работ. Скончался актер в 2011 году.

 Юрий Бондаренко (роль — барабанщик Веня) 

Юный барабанщик был еще младше Виктора Косых — он родился в 1952 году. Для него это тоже была первая работа в кино, с которым, впрочем, он решил расстаться совсем скоро. Бондаренко сыграл еще в двух фильмах — «Остров Колдун» Татьяны Лукашевич и «Иностранка» Константина Жука и Александра Серого. Потом окончил Московский художественный институт имени Сурикова, стал членом Союза художников, а его работы находятся в собраниях России, Англии и других стран.

«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», 1964 г. Фото: Кадр из фильма

Игорь Крюков (роль — художник Марат)

Игорь Крюков был ровесником Юрия Бондаренко, и они вместе снимались в «Иностранке». У Крюкова были еще две роли — в фильме «Время, вперед!» Михаила Швейцера и Софии Милькиной и в альманахе «Пробуждение», но актером он так и не стал. Окончил МВТУ имени Баумана, работал в одном из закрытых НИИ Москвы; скончался очень рано — в 1996 году в возрасте всего 44 лет. 

Игорь Крюков в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», 1964 г. Фото: Кадр из фильма

Татьяна Прохорова (роль — Митрофанова)

Про эту юную актрису очень мало сведений. Судя по комментариям на портале «Кино-Театр.Ru», ее семья имела отношение к кино, и дебютной для Прохоровой стала роль девочки-соседки в короткометражном фильме Тарковского «Каток и скрипка» в 1960-м году. У Климова ей досталась роль эдакого «плохиша» — ее персонаж, «такого дяди племянница», докладывала Дынину о том, что происходит в лагере, и едва не разоблачила всю историю с возвращением Иночкина. Несмотря на запоминающуюся игру, кинозвездой Прохорова так и не стала; многие считали, что она не справилась со звездной болезнью — начала пить, сразу после школы вышла замуж, вроде бы даже имела судимость. В конце 80-х продала квартиру в Москве и переехала в Подмосковье; скончалась в начале 90-х от инсульта, когда ей был всего 41 год.

   
   

Людмила Смеян (роль — Неля, умеющая танцевать чарльстон)

Еще одна юная актриса 1952 года рождения. В фильме Климова она проявила недюжинные таланты — и чарльстон танцевать, и хулахуп крутить, и товарища Дынина передразнивать. Но стать актрисой ей это не помогло — после «Добро пожаловать» она так и не снялась ни в одном фильме, лишь пробовалась на роль Суок в «Трех толстяках» Алексея Баталова — но режиссер выбрал Лину Бракните. А Людмила Смеян окончила педагогический и работала учителем.

Вячеслав Царев (роль — Тринадцатый, или мальчик с сачком)

Как и Виктор Косых, Слава Царев был чуть постарше других актеров-школьников — родился в 1951 году. Он вспоминал, что его семья жила по соседству с «Мосфильмом», в деревне Троице-Голенищево (сейчас на ее месте — московский район Раменки). На пробы в «Добро пожаловать» Царева позвал сам Климов, увидевший мальчишку в троллейбусе; режиссер увидел «профиль Гоголя» и специально для него придумал нового персонажа, которого не было в сценарии.

Герой получился забавный и запоминающийся, хотя произносил всего лишь две фразы — «А чой-то вы тут делаете, а?» и «Ладно-ладно». Еще до выхода фильма Климова юный актер успел заполучить себе первую картину в фильмографию — он сыграл в музыкальном альманахе «Короткие истории». Да и после прославившей его роли получал лестные предложения — снялся у Тарковского в «Андрее Рублеве», в фильме «Ташкент — город хлебный» (там сценаристом был Андрей Кончаловский) и получил главную роль у Ларисы Шепитько в картине «В тринадцатом часу ночи». А вот потом — как отрезало, больше Вячеслав Царев не снимался. Отслужил три года на флоте, женился-развелся, работал грузчиком, уборщиком, сторожем, дворником, продавцом мороженого... В последние годы жизни много пил; он умер в 2006 году после второго инсульта в возрасте 55 лет. 

Источник: https://www.kino-teatr.ru/